керченская паромная переправа шторм

Керчь как испытание: шторм на переправе

Опубликовано в Гонзо-странствие

Отъезд из Крыма съел сутки времени и полностью нас выжал, лишив всех сил. На паромной переправе в Керчи бушевал шторм - движение паромов застопорилось и люди превратились в многотысячную очередь. Это стало большим испытанием.


Керченская переправа (порт Кавказ - порт Крым) - это врата для попадания на заветный полуостров. Не считая аэропорта Симферополя, переправа в Керчи осталась единственным путем в Крым для россиян. Она уже успела превратиться в легенду - думаю, все в курсе, какие трудности приходится переживать людям, рискнувшим поехать в путешествие в Крым (особенно тем, кто со своей машиной). Керченская паромная переправа стала чистилищем, через которое нужно пройти, смиренно вытерпев все невзгоды и лишения, чтобы заслужить отдых в Крыму.

Мы ехали в Крым в самом конце августа с расчетом, что больших проблем на переправе не будет - все-таки сезон уже заканчивался и напор отдыхающих должен был снизиться. Наши ожидания оправдались, но лишь наполовину: путь туда действительно был довольно легким (если не считать двухчасовой задержки отплытия парома), а вот путь назад, вопреки всем ожиданиям, стал тяжелым испытанием.

Разыгрался шторм.

Паромы в Керчи встали - переправляться стало слишком опасно. Между двумя берегами, крымским и материковым российским, курсировали лишь один-два небольших парома, рассчитанных лишь на двести человек, и то с большими временными интервалами.

керченская паромная переправа

В два часа дня мы встали в очередь. Точнее, мы примкнули к толпе, потому что очереди как некой организованной вереницы людей не существовало в принципе - близость к заветному входу на посадку на паром выбивалась толчками и тактической хитростью (нужно было смекнуть, какая часть толпы спрессована наименее плотно, и пробивать себе путь в этой части).

В десять часов вечера мы протиснулись к выходу на пристань. Все, что между - непрерывное стояние на ногах и утомительное балансирование, чтобы сохранить равновесие и бороться с отеканием ног.

Раз в два-три часа происходил всплеск возбуждения, так как начинался впуск людей на паром. Можно было наблюдать, как телодвижения людей распространяются в толпе в виде волны: сначала ряд людей опускается, чтобы поднять свои сумки, потом они выпрямляются и начинают продвигаться вперед, затем, достигнув предела возможного продвижения, они останавливаются - каждый ряд толпы с механической четкостью повторяет эти движения с милисекундной задержкой.

На удивление откровенного безумия и дикого хаоса во время этого ожидания в очереди на паромную переправу не происходило. Все-таки человеческая природа предполагает, что когда формируется толпа, каждый ее элемент теряет рассудок и выплескивает вовне агрессию. По какой-то неведомой причине в этот раз все обошлось - люди не доходили до крайней степени отчаяния, многие шутили (а это очень важно! Смех и ирония хорошо заглушают ненависть и ярость), беседовали друг с другом, знакомились с соседями по очереди.

Что стало причиной этого, ответить не могу. Это вдвойне загадка, потому что во время этих событий напрочь отсутствовала хоть какая-то организация со стороны сотрудников переправы и полицейских - по большому счету все было пущено на самотек. Люди, конечно, безустанно возмущались этим безобразием, но ни камни, ни даже матерные слова в людей в форме не летели.

Но и иллюзий насчет этой очереди питать не следует. Тучи сгущались постепенно: безумие и ярость росли прямо пропорционально приближению к желанному входу на пристань. В начале очереди была наибольшая плотность людей (уже нельзя было переступить с ноги на ногу и зачастую даже пошевелить рукой), здесь же была и наибольшая давка - давление сзади сшибало с ног (благо, мы не упали, иначе бы конец). Многие ругались, толкались. Но все плохое происходило только в моменты всеобщего оживления из-за открытия дверей на выход к парому. Во время затяжных ожиданий неизменно устанавливался мир.

Ох, как нам повезло с погодой! Не было ни дождя, ни жары, а от ураганного ветра заслоняла стена и тела соседей по очереди.

керчь очередь на паром

(photo © mediotanque / flickr.com)

Итак, в десять вечера ценой больших усилий и страданий мы пробились через дверной проем, отделяющий толпу от пристани. Можно было размять ноги ходьбой и наконец сесть. Через час пришел паром. Еще через час он отплыл.

Когда находишься на берегу, существование шторма находится под сомнением - волн не видно, шума не слышно. Шторм как факт осознается только в тот момент, когда уже начинаешь плыть через Керченский залив: начинается сильная качка, а стоит выйти из внутренних помещений парома, как лицом к лицу сталкиваешься с бушующем морем. Волна была по-настоящему большой, а ветер невероятно сильным. С одного бока парома волны поднимались особенно высоко, обрушиваясь на палубу мощью сотен литров воды. Можно было ощутить, что такое стихия, что такое сила природы, которой человек ничего не может противопоставить. Но это было красиво и по-кантиански возвышенно.

Грозный ветер принес дурную весть - звонок в такой далекий в этот момент родительский дом известил о том, что сегодня умерла бабушка. Стихия бушевала - теперь из нас двоих только у нее остались силы, а я иссяк.

Сознание как-то расчистилось, единственное, что крутилось в мыслях - это фраза из какого-то старого советского фильма, которую мне почему-то страшно писать, произносить и даже проговаривать в мыслях. Может быть, это из Тарковского, из "Зеркала", например. А может быть, это были "Полеты во сне и наяву" с Олегом Янковским. Эти слова сопровождало ощущение сырости, как от росы, и зеленый, травяной цвет, рассеянный сквозь влагу тумана, который бывает лишь рано-рано утром, когда солнце еще только восходит. Но точно вспомнить, откуда эта фраза и сопутствующие ей образы, я никак не могу. Возможно, когда-нибудь я опять ее встречу в кино, но искать специально нет желания.

полеты во сне и наяву

(Кадр из "Полеты во сне и наяву", 1974)

зеркало тарковский

(Кадр из "Зеркало", 1974)

Теперь, когда я вспоминаю тот вечер, те минуты, когда я по телефону говорил с родительским домом, мне кажется, что снаружи сверкала молния, а по оконному стеклу парома хлестали длинные капли ливня, хотя я точно знаю, что ничего из этого не было - был только ветер и волны. Видимо, сознание само достраивает картину, добавляет к ней элементы, которых, по его мнению, не достает. Гроза и ливень с хлесткими каплями, я думаю, появились от того, что памяти нужен четкий образ, за который можно ухватиться, чтобы сохранить на многие годы сложные чувства, пережитые в тот момент. Память - странная штука. Полагаю, что по прошествии времени из нее сотрется знание о том, что ни молнии, ни ливня в тот вечер в реальности не было, и, вспоминать его я буду уже в неразрывной спайке с ними. А потом однажды прочту эти строки и приду в замешательство от незнания, чему верить.

керчь шторм

(photo © vladdythephotogeek / flickr.com)

В первом часу ночи мы были уже на противоположном берегу Керченской переправы, в порту "Кавказ". Стояла задача найти автобус, который сможет увезти нас хоть куда-нибудь из этого места. Все автобусы, которые можно было найти здесь ночью, были предназначены для обладателей "единого билета" от РЖД, поэтому нужно было договариваться с водителями, чтобы они взяли нас за какую-то плату.

Как это часто и бывает, народ блестяще проявил свою поганую черту характера - наживаться на несчастьях и проблемах людей. Водители автобусов и таксисты, работники общепита - все, кому посчастливилось быть в Керчи или порту "Кавказ" во время шторма, поднимали цены в несколько раз на свои услуги и товары. Помощь, поддержка, солидарность - нет, в этой стране про такое не слышали. Когда вопрос касается возможности подзаработать, российский брат пойдет на все, чтобы не упустить такой шанс. Толстомордый водитель одного из автобусов предложил довезти нас за 1000 рублей с человека, завысив обычную цену за проезд примерно в пять раз. Спустя какое-то время мы нашли шофера, "милостиво" согласившегося везти нас за 1000 с двоих.

Потом были утомительные часы в автобусе с кратковременными провалами в беспокойный сон, пересадка с ожиданием на автовокзале, новый автобус, еще несколько часов пути, а утром - приезд в конечную точку пути, в Абинск.

На автовокзале Краснодара, где ночью мы ждали своего автобуса, все окружающее пространство приняло предельно призрачный и нереальный характер. Среди скамеек и площадок для остановки транспорта стоял совершенно чужеродный элемент - игровой автомат. Он непрерывно звучал странной неуместной мелодией, зацикленной и бесконечной. И эта музыка, и сам автомат не должны были находиться здесь и сейчас. Это было похоже на какой-то сбой в матрице, будто наша вселенная перемкнулась со своей параллельной сестрой. Конечно, из-за груза случившегося само мое восприятие было поломано и сбито, но нельзя спорить - эта мелодия может доканать любого.

 

О толпе

• Находиться в толпе страшно и опасно. Но это, я думаю, знает каждый. Когда толпа находится в фазе ожидания, в ней очень тесно, почти нельзя пошевелиться. Когда она приходит в движение, она может растоптать и растерзать - с напором толпы бесполезно бороться, никакая сила мышц не может противостоять давлению сотен и тысяч людей. Поэтому нужно очень внимательно следить за тем, где ты стоишь и откуда будет идти давление, просчитывать свои движения, изо всех сил стараться грамотно балансировать и искать точки опоры. Но лучше в толпу вообще не соваться. Знай я заранее о том, что нам придется пережить в Керчи во время этого шторма, я бы не стал вставать в очередь, а лучше бы нашел жилье в Керчи или поехал назад, чтобы переждать проблемные дни.

Я уверен, что подобное будет повторяться на Керченской паромной переправе каждый год - едва ли кто-то зачешется основательно проработать организацию переправы в критических ситуациях, ведь можно просто промолчать об этом по телевизору, и люди не будут излишне тревожиться. Так что, если однажды вы приедете в Керчь на паром, а погода приготовит шторм - не кидайтесь занимать место в очереди, лучше продлите свой отдых в Крыму еще на несколько дней, пока все не уладится. Сэкономите нервы, силы, не будете рисковать здоровьем.

Источник вступительного изображения: © JensAar / flickr.com.


Приятных путешествий!

Полезные ссылки

Поиск дешевых авиабилетов

Aviasales и Skyscanner – сервисы поиска авиабилетов по всем авиакомпаниям. Советуем проверить цены в обоих и покупать там, где дешевле.

Как найти жилье в путешествии?

Roomguru.ru – поиск лучшей цены на отели по всему миру, позволяет хорошо сэкономить. Очень рекомендуем!

Бесплатные полеты за мили

Тинькофф ALL Airlines – копите бонусные мили со всех покупок по кредитной карте и возмещайте ими стоимость любых билетов. Акция до 18 декабря: 2000 миль в подарок!

Как купить тур по лучшей цене?

Travelata и Level.Travel – онлайн-поиск лучших турпутевок по 120 туроператорам. Их достоинства: гибкие настройки, удобство и простота покупки туров. Читайте также о секретах поиска тура по всем туроператорам – 7 советов, как купить самую дешевую путевку.

Искать горящие туры >>

Виза онлайн

Визы можно получать и без посещения консульства. Visa To Home — визы онлайн с доставкой на дом.

Читайте наши советы и путешествуйте дешево!

Все свежие публикации мы анонсируем в нашей группе "ВКонтакте". Подвисывайтесь!


Комментарии  

0 # Мир Стран 13.01.2015 11:44
Интересный рассказ. Теперь, похоже, нормально отдохнуть в Крыму ни россияне ни украинцы не смогут.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить