MAKE-TRIP.RU
Сделано путешественниками для путешественников.

Фоторассказ о нашем восхождении на очаровательное плато Муз на горе Олимп в Греции.

К тому моменту мы уже три недели как путешествовали по Греции. Позади остались Афины и остров Крит, а впереди было самое интересное — поход на Олимп.

Бродить по горам мы просто обожаем, поэтому я был в предвкушении. Нас ждала высочайшая вершина Греции. И не просто какой-то пик, а легенда! Имя этой горы известно каждому с самых ранних лет. Черт, да ведь даже про рекордсменов Эльбрус с Эверестом узнаешь позже, чем про знаменитую обитель греческих богов во главе с тучегонителем Зевсом.

Разве могут двое туристов, обожающих античную культуру и горные походы, пропустить такое место? Да я готов забыть про чудесные пляжи Крита вместе с шикарной греческой кухней, но точно не откажусь от похода на Олимп (к счастью, выбирать не приходилось). Поэтому прямиком с Крита мы с Ренатой летим в Салоники, где сразу берем автомобиль и без промедления едем к подножию Олимпа. Хотя нет, вру, по пути мы еще успели посмотреть на великолепные царские гробницы в Вергине, где упокоен прах Филиппа II, великого царя Македонии и отца знаменитого Александра. Пропускать такое важное место тоже непростительно.

Восхождение на Олимп пешком
Золотой ларец с прахом царя Македонии Филиппа II, который можно посмотреть в Вергине по пути к Олимпу из Салоников.

Выбор маршрута на Олимпе

Олимп — это не гора, а горный массив, и вершин у него много. Выше всех пик Митикас (2917 м).

На склонах горы есть уйма пеших маршрутов различной степени сложности и на разных высотах: есть простейшие и короткие внизу, есть долгие и утомительные на самый верх. К сожалению, подъем до вершины требует двухдневного похода с ночевкой в горах, а мы такой возможностью не располагали. К тому же к началу ноября приюты, где можно остановиться на ночлег, уже закрылись на зимний сезон. Более того, для этого трекинга нужны хорошие ботинки и палки, потому что путь, особенно в самом конце, не самый простой. Мы этим добром не располагали (были лишь обычные городские кроссовки), поэтому трезво оценили свои возможности и выбрали посильный трек до плато Муз (2700 м).

Впервые увидев фотографии этого плато, я сразу влюбился. На мой взгляд, это самое красивое место на Олимпе! Там можно найти не только очаровательные и нежные пейзажи с альпийскими лугами, но и самый лучший вид на Трон Зевса, как еще называют пик Митикас. Он так близко, что, кажется, можно дотянуться рукой, однако расстояния в горах всегда обманчивы, а тропы извилисты, так что путь до вершины, которая лишь на 200 метров выше плато, занял бы еще не один час.

Итак, я выбрал маршрут до плато Муз как самый интересный, в меру сложный, но при этом доступный для похода одного дня без снаряжения. Нам предстояло пройти 24 км и набрать 1600 метров высоты (с 1100 до 2700 м).

На Олимп можно съездить с этой экскурсией из Салоников, у нее лучшие отзывы и рейтинг на Трипстере. Разумеется, восхождения не будет, но гид покажет все интересные места у подножия Олимпа, расскажет о богах, древней и современной Греции. Есть и другая экскурсия.

Кстати, отмечу, что подняться до пика Митикас и спуститься вниз вроде как возможно даже за один световой день (встречал такой отчет в сети). Для этого нужна хорошая физподготовка, опыт, правильная обувь и возможность держать быстрый темп подъема. Летом совершить такое восхождение проще, потому что световой день длиннее. Мы ходили 8 ноября, когда длины дня было бы маловато. Хотя вместе с нами на рассвете стартовала пара европейцев в хорошем снаряжении. Они нас шустро обогнали, и их уверенный темп мне подсказал, что ребята нацелены именно на вершину. Больше мы их не видели, так что они точно ходили не на плато, а куда-то еще.

Подготовка

Накануне вечером мы прибыли в городок Литохоро, приютившийся у подножия Олимпа на высоте 300 метров выше моря. Мы сняли на три ночи уютную квартирку за 45 € в сутки, с балкона которой открывается вид на главную вершину горы богов. Первым делом расспросили хозяина касательно маршрута и получили от него много ценной информации, а затем поспешили в большой супермаркет, чтобы запастить провиантом для предстоящего восхождения. Взяли воду, колу, сладкий чай, бананы, шоколад, печенье, яйца, огурцы и много орехов кешью и миндаля. Поужинали, постирали, собрали рюкзаки, зарядили все батарейки для камеры и легли спать в ожидании завтрашнего дня.

Плато Муз на горе Олимп
Вид на Литохоро и гору Олимп. Фото: E.asphyx / wikipedia.org / CC BY 3.0.

Старт

Подъем в 4 утра, завтрак, кофе, сборы и выход из дома. Заводим и прогреваем машину, выезжаем и начинаем подъем по извилистой дороге, ведущей к началу пешей тропы. Из дому мы выехали еще в потемках, и когда начало постепенно светать, неожиданно обнаружили, что поднялись уже выше облаков. Ради такой красоты грех не выделить минутку-другую, чтобы насладились видом.

Выше облаков.

Но задерживаться нельзя, нужно поскорее добраться до стартовой точки и начинать подъем, иначе спускаться с гор придется в темноте. Едем дальше. Дорога петляет через сказочный осенний лес, а мы балдеем от такой красоты.

Дорога через лес.
Восхождение на Олимп пешком

Через полчаса серпантины привели нас на стоянку Приона на высоте 1100 м. В летний сезон здесь работает кафе, но сейчас тут пусто, если не считать двух добродушных пёсиков размером с медвежат-подростков. Оставляем машину на парковке. Дальше — только пешком.

На часах 07:15. Начинаем восхождение!

Туда и обратно

Первые пару-тройку километров мы шли, шурша опавшей листвой, которой здесь было усыпано абсолютно всё. Красиво! Но неудобно: сухие листья сами по себе скользкие, а когда под ними прячутся гладкие камни, так уж подавно. Так что нам, потопавшим на главную гору Греции в обычных беговых кроссовках, приходилось быть начеку и взвешивать каждый шаг. Впрочем, очарование этого осеннего леса с лихвой перекрывало все неудобства. Шли и наслаждались.

Поход на Олимп
Подъем на Олимп мы начали в сказочном лесу.

Через три четверти часа мы достигли первого места отдыха. Там нас ждала беседка и единственное место на маршруте, где можно пополнить запас воды (имейте в виду). Попили, перекусили и пошли дальше.

Восхождение на Олимп пешком
Продолжаем разгребать ногами толстый слой опавшей листвы.
Листья повсюду!

Спустя час мы достигли хвойного пояса. Опавшая листва пропала, солнце поднялось достаточно высоко в ясном небе, и пейзаж совершенно изменился. Стало жарко, и мы остались только в самой легкой одежде.

Совсем другой лес!

Во многих местах стали открываться хорошие виды.

Как наверх...
...так и вниз.

В этих облаках я увидел занавес, который скрывает мир богов от мира человеческого (и наоборот). Что ж, любопытно оказаться по ту сторону. Завеса, к слову, продержится на своем месте весь день, и позже, на спуске с горы, мы вновь ее пересечем.

Пообедали, отдохнули и пошли дальше.

На высоте 2100 м встретили первый приют в несколько зданий, где в летний сезон можно переночевать и поесть. После приюта есть хитрая развилка, на которой мы не заметили наш поворот направо и ушли прямо и левее. Благо GPS и карта подсказали, что мы сбились, и помогли отыскать верный путь.

Постепенно мы дошли до высоты, где лес начал редеть.

Высота примерно 2300 м.

А затем остались только камни да пожухлая трава. На одном участке пришлось идти по совсем узкой тропке, вьющейся вверх по периметру каменистого склона.

Тропку можно разглядеть в верхнем левом углу.

Щепотку пикантности этому переходу добавляли зияющая внизу пропасть и скачущие в нервозном испуге наверху серны (дикие козы). Из под копыт этих не наделенных большим умом животных, всполошенных нашим появлением и мечущихся в суматошной нерешительности, то и дело выскакивали камни — только успевай уворачиваться.

Поход на Олимп
А мы поднимались все выше...

Наверху в лицо ударил неожиданно холодный ветер. Его я узнал сразу: таким чистым и легким может быть только разреженный воздух, скользящий по ледникам и заснеженным шапкам гор. Еще несколько шагов, и взору открывается источник этого холода — заледенелая громада трехсотметрового Трона Зевса. Монументально и мрачно. Весьма подходит громовержцу Крониду.

Маршрут на вершину Олимпа в Греции
Крошечная Рената и огромный Трон Зевса.

И вот спустя шесть часов пути мы преодолеваем последние десятки метров подъема, берем высоту 2700 метров и оказываемся у цели.

Мы на плато Муз!

Ура!
Нежные линии пейзажа на плато Муз сильно контрастируют со всем увиденным ранее на Олимпе.
Местами лежит снежок.
Но ярко сияет солнце.

Нарадовавшись и насмотревшись, садимся обедать. Определенно, таких вкусных "Сникерсов", орехов и бананов все-таки нигде, кроме как в горах, не поешь.

Обед.

На плато мы провели лишь час, который за обедом и отдыхом пролетел в один миг. Хотелось задержаться подольше, но пришла пора начинать спуск, ведь через три часа совсем стемнеет, а на обратный путь в нашей скользящей обуви и без палок требуется не менее четырех часов. Было очевидно, что нам придется топать в темноте по лесу уже как минимум час, и совсем не хотелось этот срок удлинять.

Трон Зевса на горе Олимп
Начинаем путь обратно.
Фото на память рядом с престолом Тучегонителя.
И потопали вниз.

И тогда пошла перемотка назад — Трон Зевса, тропа по склону, серны, камни, возвращение в лес, сперва хвойный, затем лиственный. Как раз там, на границе двух лесов, нас застал заход солнца. А через двадцать минут растаяли последние пятна серого света, и мы включили фонарик.

Ночной лес очаровывал своей тишиной. Не было ни ветерка, ни скрипа деревьев, ни взмахов крыльев, ни стрекота насекомых — абсолютно ничего, кроме осторожных шагов и шуршания листвы под ногами. Олимп провожал нас молча.

Час мы пробирались сквозь тишину ночного леса. На периферии зрения то и дело мелькали таинственные тени, а над головами распростерлось бездонное звездное небо, усеянное неисчислимой россыпью огней, часть из которых время от времени падала. Ради такого неба определенно стоит задержаться в горах до темноты.

В итоге на несгибающихся ногах мы доковыляли до машины, еще минутку полюбовались звездами и начали получасовой спуск с Олимпа обратно в мир людей.

Итоги

Более всего поход на Олимп понравился мне яркой сменой пейзажей и атмосферы. От этого он стал таким многогранным, многоуровневым. Сперва мы преодолели границу облаков, оставив мир людской далеко внизу, за прочной завесой белых клубов пара, затем проехались и прошлись по волшебному осеннему лесу, словно иллюстрирующим сказку, после прогулялись по зеленому хвойному поясу Олимпа, который тоже менялся в зависимости от высотности, далее мы карабкались по каменистым склонам между пропастью и резво гарцующими дикими козами, из-под копыт которых непрестанно сыпались камни, и потом мы наконец достигли альпийских лугов плато Муз, где местами уже, хоть пока и неуверенно, ютились снежные полянки, а над нами громоздилась махина заледенелого Трона Зевса, от которого за версту веяло обжигающим холодом. Но при этом над нашими головами на насыщенно-синем горном небе белым светом искрилось яркое, не по-ноябрьски жгучее солнце. А после всего этого мы вновь пересекли эти пояса при спуске обратно. Ко всему прочему в конце путешествия нас ждала ночная прогулка по лесу и звездное небо. Вот сколько всего может подарить один день на Олимпе. По-моему, весьма щедро.

Также большой удачей было провести весь день в горах, не пересекаясь с другими туристами. Олимп целиком был в нашем распоряжении, и мы наслаждались этим подарком. Летом о таком опыте даже мечтать не приходится.

С погодой нам тоже сказочно повезло — условия для восхождения были идеальными. А ведь если бы в тот день или накануне прошел даже легкий дождик, от похода пришлось бы отказаться.

Ну и не могу не упомянуть, что в тот славный день мы побили наш прежний рекорд по набору высоты в однодневных походах. Ранее таковой был установлен при подъеме на вулкан Марапи на Суматре с 1500 до 3000 метров.

Замечательная гора, отличный поход, идеальный день!