Вот и началось мое путешествие по Югу России. И началось оно с сорокаградусной жары в плацкартном вагоне, бессонных ночей, мистических видений и загадочных звуковых явлений. Также здесь я поделюсь опытом разработки маршрута этой поездки.
По инерции, из-за страхов и стереотипов, россиянин продолжает упорно ехать на российский юг, хотя такой отдых стоит значительно дороже многих европейских и азиатских курортов. Что ж, настал и мой черед провести гонзо-анализ специфики отдыха на Юге России. Какие выводы будут сделаны, станет ясно лишь в конце: возможно, мои заметки предостерегут кого-то от посещения этих краев, возможно, напротив, они сломают свойственные многим чрезмерно жесткие предубеждения относительно путешествий по Югу России. Поживем — увидим.
В поездку я отправился вдвоем с моей R.
Плацкартный путь на Юг
Если путешествуешь по России, то свободы в выборе средств передвижения испытать не приходится: билет в плацкартный вагон — это самый очевидный ключ к решению любых вопросов транспортной тематики в границах нашей необъятной. Здесь вам не загнивающий Запад, поэтому на самолетах не разлетаешься. Билеты на авиа из Перми в Краснодар стоят от 7 000 рублей в одну сторону, а старые добрые РЖД обещают подкинуть до нужного города за сумму ровно вдвое меньшую.
Два дня и три ночи в душном и тесном плацкартном вагоне — когда дело доходит до отпуска, русский человек не скупится и готов пожертвовать многим ради того, чтобы доставить свое уставшее от холода, работы и быта тело в места, где водится жаркое солнце и теплое море. Таких людей набирается множество: в вагонах нет ни одного свободного места, а билеты раскупают за много дней до отправления состава.
(Фото © lukasz.kryger / flickr.com)
Нам с R посчастливилось купить одно последнее нижнее (не боковое) место в самом конце вагона — и это при том, что билеты мы брали за месяц до начала путешествия. Зато в поезде нас ждал неприятный сюрприз — вагон, в котором нам предстояло провести 60 часов, приехал к нам из далекого прошлого: на самом деле он давно уже умер, но РЖД продолжали бесстыдно эксплуатировать трупную массу несчастного вагона. Ехать в этом убитом вагоне — по-настоящему тяжелое испытание: отсутствие горячей воды (за ней приходилось ходить в соседние вагоны), судя по всему, должно было компенсироваться хорошо прогретым воздухом (температура в вагоне двое с половиной суток держалась на отметке 36°С — так что юг начался уже сразу после отправления, правда, без моря). Но издевались над пассажирами не только служители железнодорожного транспорта, но и вагоностроители тех давних, давно ушедших эпох, когда были зачаты и рождены эти машины для пыток: создатели подарили нам очень короткие спальные места, рассчитанные исключительно на карликов и детей, и лишавшие тем самым возможности спать в привычном человеку положении всякого, кто дерзнул вырасти выше 160 см.
Что ж, духота в вагоне была убийственная, но зато она помогла мне поймать то, за чем обычно приходится ходить в лес по грибы — яркое видение.
Ко всему прочему, поезд наш оказался мистическим — на протяжении двух дней пути из окна доносились странные звуки, напоминающие хор стенающих душ умерших. Это была уже, наверное, моя сороковая по счету поездка в поезде, но ничего подобного прежде я не слышал. Особенно сильное впечатление эти звуки производили по ночам — казалось, будто это плач призраков, летающих за окном поезда. Слыша такое, ощущаешь, что находишься где-то во вселенной Дэвида Линча. Я сделал запись услышанного:
А вообще в поезде я открыл для себя удивительную музыку Krishna Das:
Разработка маршрута путешествия по Югу России
Изначально известно было лишь одно — опорным пунктом нашей поездки станет небольшой кубанский городок Абинск, расположенный между Краснодаром и Новороссийском, ведь именно тут живет семья R, пригласившая нас в гости и давшая тем самым старт нашей поездки на Юг России. Само собой, раз уж мы должны были оказаться в южных краях, родилось желание прокатиться по городам и весям Краснодарского края и всего Восточно-Черноморского региона. Так началось проектирование маршрута предстоящего путешествия.
Ближайшие к Абинску точки: Краснодар, Новороссийск, Геленджик, Анапа — первыми попали в список мест для посещения. Затем я стал думать о более далеких краях, до которых можно было бы относительно легко, быстро и бюджетно добраться — Российский Кавказ, Закавказские страны (Грузия, Армения, Азербайджан), Турция, Крым и Абхазия. Все места интересные и еще неизведанные. Из этого нужно было выбрать что-то одно, максимум два.
(Фото © Xevi V / flickr.com)
Кавказ и Турция
От Закавказья я отказался довольно быстро, хотя, пожалуй, это самый привлекательный для меня регион из сформированного списка. Увы, в наличии не столь много времени, чтобы в полной мере изучить эти колоритные страны. Другая причина отказа — некоторая сложность попадания в эти страны как из-за объективных географических причин (горы), так и по причинам политическим (например, из Абхазии не въехать в Грузию — нужно делать огромный крюк с возвратом в Россию, что сильно усложняет дело).
В Турцию можно было бы недорого слетать на лоукостере Pegasus, который летает в разные города страны из ряда южнороссийских аэропортов: Адлера, Краснодара, Минеральных Вод. Вполне можно найти билеты туда-обратно в пределах 100 евро, но к этому нужно добавлять траты на внутренние переезды/перелеты по Турции, так как природных красот, великолепных городов и достопримечательностей там великое множество и смирно сидеть в одном городе было бы просто возмутительно. Ну и опять-таки Турция требует, чтобы ей было выделено отнюдь не две недели, которые мы имели в распоряжении.
Российский Кавказ привлекает величием гор и фонтанами вкусной минералки, но пока остается под вопросом.
Тревожная Абхазия
Самым железным вариантом, куда мы могли бы съездить, расширив наше путешествие по Югу России, стала Абхазия — эта страна манила меня невероятной красоты пейзажами, высокими горами, субтропическим климатом, морем, "брендом" Гагр и Пицунды, множеством памятников истории, водопадами, пещерами и чистейшими высокогорными озерами. Абхазия представлялась идеальным местом, куда можно поехать, имея две недели времени: маленькая площадь страны, чтобы успеть все объехать, и при этом высокая плотность самых разных интересных мест, чтобы постоянно быть в движении и ежедневно открывать что-то новое.
(Фото © smplstc / flickr.com)
Я уже начал грезить об Абхазии и с нетерпением ждал того дня, когда мы наконец туда отправимся. Оставались считанные часы до момента запланированной покупки ж/д билетов, как я случайно наткнулся на каком-то из форумов на негативный отзыв о Стране Души. Затем был обнаружен еще один, потом — еще, еще и еще... Выяснились неприятные моменты касательно путешествий в Абхазию — практически все побывавшие там люди поголовно утверждают о проблемах с безопасностью (постоянные кражи, грабежи, произвол милиции, дикую молодежь, развод туристов на деньги и даже упоминаются случаи разбоя и изнасилований). Особенно народ предостерегал от отдыха дикарем в палатках, а также рекомендовал воздержаться от поездок в Абхазию девушкам. Я ожидал от абхазцев особого радушия и большого гостеприимства, которым славятся их соседи грузины и другие кавказские народы, а все оказалось совсем наоборот. Уж не знаю, действительно ли так страшны абхазы, как о них говорят, но уж слишком много настораживающих отзывов и заявлений побывавших там людей о том, что в Абхазию они больше ни ногой. Знакомая женщина уже здесь, в Абинске, поделилась своим опытом отдыха в Абхазии еще в 80-е годы — и ее отзыв точно из той же серии: она рассказывала, как им приходилось передвигаться чуть ли не с телохранителями, потому что сошедшие с гор абхазы вели себя как похабные дикари. Вот такие неприятные факты всплыли наружу — само собой, от поездки в те места пришлось тут же отказаться. Если вы были в Абхазии и можете решительно встать на ее защиту, то буду очень рад увидеть оправдательные речи в ее адрес в комментариях к статье. Все-таки это сказочное место, и мне очень хотелось бы там побывать.
(Фото © Little_Li / flickr.com)
Утвержденный маршрут
Нужно было искать альтернативу Абхазии, и таковая была найдена незамедлительно — ей стал полуостров Крым, неожиданно ставший нашим. Решено было торжественно объявить эти греко-татаро-русские земли ключевым пунктом нашего путешествия по Югу России. В голове быстро обрисовался маршрут: Судак, Коктебель, Лисий Нос, Феодосия, Ялта, Алушта, Севастополь, Балаклава, Бахчисарай, Евпатория. Голова уже начала кружиться в предвкушении насыщенного и увлекательного путешествия. Думаю, что рванем мы туда примерно через неделю, ближе к началу сентября, чтобы территорию республики покинуло многотысячное войско отдыхающих, освободив пространство пляжей, гор и исторических достопримечательностей.
Ну а до того времени в наших планах проехаться по Анапам, Утришам, Новороссийскам и предгорьям Кавказского хребта.
Первое фото: Alex Dram / flickr.com.