MAKE-TRIP.RU
Сделано путешественниками для путешественников.

Акция

Оформите кредитную карту Тинькофф All Airlines с вечным бесплатным годовым обслуживанием. С ней вы получите страховку для поездок за границу плюс высокий кешбэк по отелям и билетам (до 10%). Чертовски полезная штука для всех любителей путешествий, посмотрите наш отзыв о карте. Успейте до 1 мая.

Описываем маршрут нашей насыщенной поездки по Абхазии и делимся впечатлениями.

Мы подготовили этот путеводитель при поддержке сервиса необычных экскурсий Tripster. Там мы легко нашли опытных гидов, которые помогли сделать наш отдых в Абхазии ярким, и получили невероятный опыт от местных жителей. Спасибо Tripster за впечатления!

День первый. Знакомство со страной и Гагрой

"Поезд Москва — Сухум прибывает на второй путь" — с таких слов началось наше семейное путешествие в Абхазию. Десять часов в пути — из них полтора часа простоя на границе, где российские погранцы тщательно сверяли лица с фото в паспорте, а абхазские лишь лениво заглядывали — и вот мы уже вдыхаем ароматный воздух Гагры, с любопытством осматриваем свою первую заброшку в Абхазии и беззаботно отдаемся в руки местного словоохотливого таксиста. Водитель закоулками довез нас до арендованной квартиры, зато по пути рассказал об истории курорта, показал экзотические растения и посоветовал, где купить лучшие специи, вина и чачу — конечно, у него и его друзей.

Пляж в Гагре
Пляж в Гагре.

Мы быстро заселились в нашу ретро-квартирку и отправились на изучение Гагры. Маршрут в 7 километров от новой до старой части города растянулся аж на несколько часов — все потому, что останавливались чуть ли не у каждой раскидистой пальмы, любовались стройными кипарисами и исполинскими эвкалиптами, подглядывали за жизнью местных и фотографировали всё вокруг. Когда попадаешь в новую страну, в первые дни дивишься каждой мелочи.

Набережная в Гагре
Набережная в Гагре.

Гагра впечатлила своими размахами. Видно, что курорт задумывался масштабным, но сейчас многие здания заброшены и живописно увиты плющом и цветущей глицинией. Ветшают некогда капитальные подземные переходы, железнодорожные станции и тоннели, санатории и пансионаты, канатка, фонтаны, кинотеатр, Зимний театр и трехэтажный торговый центр. Несмотря на заброшки, город живой, красивый и утопает в зелени. Местами за ним ухаживают и поддерживают порядок, но в некоторых местах можно снимать постапокалиптические фильмы.

Читайте подробнее про достопримечательности Гагры.

Гагрская колоннада
Гагрская колоннада.

День второй. Поездка на озеро Рица и водопады

После долгой прогулки по Гагре наутро так хотелось понежиться в кровати, но мы мужественно встали, потому что на второй день в Абхазии у нас были наполеоновские планы. Несмотря на туман, дождь и холод, которые пришли в республику, мы отправились на экскурсию, которую забронировали на Трипстере.

В 8:30 утра у подъезда нас уже ждал гид Руслан на внедорожнике, чтобы показать главные достопримечательности Абхазии — озеро Рица и Гегский водопад. Мы запрыгнули в теплую машину и под неспешную беседу поехали исследовать окрестности озера Рица. Руслан оказался приятным собеседником, с которым легко говорить на разные темы — от абхазско-грузинской войны до охоты и свадебных обрядов. Он рассказывал про национальную кухню, экономические и социальные проблемы страны, быт и нравы. Советовал, когда лучше приезжать в Абхазию и куда еще съездить, чтобы полюбоваться нетронутой природой. Вежливый, терпеливый, веселый, к тому же аккуратно водит по абхазским меркам — в общем, отличный гид и водитель.

экускурсия на озеро Рица в Абхазии
Наш экскурсионный автомобиль и таинственный лес рядом с озером Рица.

По пути на Рицу мы заехали в Бзыбский храм X века, где полюбовались живописными руинами, посетили водопад "Женские слезы" — весьма скудный даже в эту дождливую пору, прошлись по старому деревянному подвесному мосту над бурной рекой, полюбовались удивительным цветом карстового Голубого озера и восхитились величием Юпшарского каньона.

И вот, наконец, озеро Рица. "Каждый, кто побывает здесь, надолго сохранит в памяти волшебную красоту этих мест" — говорится в старом советском путеводителе по Абхазии. И ведь не поспоришь! Озеро действительно красиво, причем в любую погоду. Нам повезло увидеть укутанную густыми туманами Рицу, мистическую и совершенно безлюдную. Изредка туман рассеивался, и выглядывали верхушки заснеженных гор. Платаны склоняли к воде голые ветви, плыл туман над зеленой водой, пахло прелыми листьями. Хорошее место, спокойное.

экускурсия на озеро Рица в Абхазии
Туманы на озере Рица.

Гегский водопад — полная противоположность Рице. Поток воды с силой вырывается из скалы и бурно низвергается. Водопад создает столько брызг, что подойти к нему вплотную и остаться сухим невозможно, и вблизи не слышно никаких звуков, кроме грохота воды. Дорога к нему тоже запоминающаяся: отвесные обрывы, узкая дорога и крутые повороты заставляют вспомнить забытые слова молитвы, а замшелые деревья и туманы напоминают фильмы "Таинственный лес" и "Сонная лощина". Дикое место, буйное.

В конце уставшие, но довольные, мы выпили вина, закупились сырами, копченым мясом и вареньем из фейхоа, а затем Руслан повез нас в апацху — пробовать лодочку с яйцом и мамалыгу. Он рассказал, что мамалыгу — кукурузную "кашу" — нужно обязательно заказывать с двумя кусочками соленого сыра и фасолью, иначе будет пресно и невкусно. Для полного счастья нужно заказать копченое мясо. Настоящие абхазы едят мамалыгу так: отламывают от нее кусочек и формируют подобие шарика, макают в соус, отправляют в рот. Затем то же самое проделывают с сыром. И только потом можно пережевывать, смакуя все оттенки вкуса. Я попробовала, мне понравилось. Рекомендую!

Посмотрите: цены на еду в Абхазии.

Мамалыга — каша в Абхазии
Мамалыга с сыром и фасолью.

День третий. Пицунда — машина времени

На третий день мы решили самостоятельно съездить в Пицунду — соседний курорт и конкурент Гагры. Сели на маршрутку и с ветерком доехали. С ветерком, потому что даже маршрутки здесь гоняют под 100 км/ч, и на каждом лежачем полицейском вспоминаешь чью-то мать. Проезд стоит 150 рублей с человека.

Маршрутки приезжают на центральную площадь Пицунды, где стоит храм IX–X века. Мы удачно пришли к началу экскурсии, которая входит в цену билета. За 250 рублей с человека мы посмотрели храм, орган, небольшой музей, дольмен, руины крепостной стены и колокольни. Да, храм не действующий, и с советских времен там стоит орган. В курортный сезон, а именно с 30 апреля, по воскресеньям там проходят органные концерты Луки Гаделии, на которые не так-то просто купить билеты.

Музей в Пицунде
Музей в Пицунде.

После храма мы отправились на знаменитый пицундский пляж, куда пускали в основном иностранных туристов. Шли мимо бывшей дачи Хрущева, и чем ближе я подходила к морю, тем больше время отматывалось назад.

Пицундский пляж
Пицундский пляж.

Я люблю путешествовать не только в пространстве, но и во времени — наверное, поэтому мне так понравилось в Абхазии. Здесь что ни курорт, то машина времени, но больше всего это чувствуется на набережной Пицунды, где, если не приглядываться к зданиям, можно почувствовать себя в СССР. Мама была здесь лет 40 назад и сказала, что за это время ничего не изменилось, только обветшали высотки пансионатов, позеленели скульптуры, стоит заброшенным ресторан, ржавеет пирс, да парапет набережной уже не тот... Зато всё та же плитка под ногами и скульптуры, всё те же высоченные кипарисы и реликтовые сосны, чистое море и ароматный воздух.

Сосны в Пицунде
Реликтовые пицундские сосны.

Увы, одной природой сыт не будешь, и большинству туристов отдыхать в Пицунде некомфортно, поэтому элитный советский курорт медленно умирает. На мой взгляд, Пицунда Гагре совсем не конкурент в плане инфраструктуры, но для ностальгической поездки, спокойного отдыха у моря и прогулок по реликтовой роще — замечательное место.

Читайте подробнее про достопримечательности Пицунды.

Пицунда
Пицунда сегодня.
Так выглядела Пицунда в советское время. Фото из книги "Голубое Лукоморье".

Обратно в Гагру ехали тоже на маршрутке, и снова водитель отличился. К скорости под 100 км/ч добавился блатной шансон на полной громкости. Тут я впервые услышала песню "Жиган-лимон", а на словах "Раз, два, три по почкам" уши уже сворачивались в трубочку и меня разбирал истерический смех. Вот такая она разная, Абхазия, столько впечатлений за один день!

Дни четвертый и пятый. Сухум

Утром на маршрутке переехали в Сухум и пошли гулять по городу. Из всех городов Абхазии он нам больше всего понравился — уютный, красивый, зеленый. Есть в нем что-то неуловимое, какая-то особая атмосфера одновременной простоты и интеллигентности. Даже люди здесь другие. Живут расслабленно и никуда не торопятся: общаются за чашечкой кофе, выгуливают собак, играют в домино у "Брехаловки", наблюдают за резвящимися дельфинами. Меня поразило, что по набережной гуляют в основном местные жители. В общем, город запал в душу, уезжать нам не хотелось.

Сухум
В Сухуме рядом с колоннадой и "Брехаловкой" пенсионеры собираются поиграть в домино.

Если будете в Сухуме, зайдите в ботанический сад, один из старейших на Кавказе. Он пострадал во время войны — как назло, тогда выдалась особенно суровая зима, и многие растения замерзли. Туристы его критикуют за запущенность и дорогой вход (400 рублей), но нам сад понравился. Конечно, не чета сочинскому дендрарию, но по-своему красивый. В апреле здесь цветут камелии, глицинии, листопадные магнолии, рододендроны, церцисы, бананы. А какие там темные бамбуковые аллеи!

Ботанический сад в Сухуме.

Перед закатом поднялись на Сухумскую гору, которую венчает телевышка и, конечно же, советская заброшка. Раньше там был дорогой ресторан, в котором всегда подавали шампанское, а теперь пасутся коровы. До сих пор есть неработающие фонари и фонтаны, а вот панорамных видов на город уже почти нет — природа отвоевала всё, что было освоено человеком. Готовые декорации к постапокалиптическому фильму, пробирает до мурашек.

Сухум
Заброшенный ресторан на Сухумской горе.

Следующий день мы полностью посвятили Сухуму. С самого утра отправились на групповую экскурсию, которую забронировали на Трипстере. Я ожидала, что это будет обычная обзорная прогулка по городу. Так и оказалось, но гид решает всё. Рядовая экскурсия благодаря таланту Данила внезапно заиграла красками. Он умеет удержать внимание и подогреть интерес, смешно шутит и обладает широким кругозором. За два часа мы так много узнали про город, историю страны и нравы абхазцев, а время так быстро пролетело, что было жаль расставаться. Хорошо, что нам предстоит с Данилом ещё одна экскурсия — в Новый Афон.

После экскурсии Данил завез нас на местный рынок, где мы знатно потратились: купили копченые сыр и мясо, свежайшую чурчхелу (вкуснее ела только в Джанхоте), варенье из фейхоа, сушеный инжир, пекан, чаи и специи на подарки друзьям и родственникам. Цены приемлемые, качество хорошее. Выгоднее, чем покупать на дегустации.

Рынок в Сухуме.

День шестой. Как храбрец-удалец нас на водопады возил

Какие же горы без джиппинга, решила я и забронировала на Трипстере экстрим-поездку. Приключение начиналось безобидно: на джипе с очень большими колёсами приехал кудрявый паренёк, удалой абхазский молодец, и, пока все туристы спят, мы отправились изучать нетуристическую Восточную Абхазию.

Восточная Абхазия
На такой машине мы ездили на экскурсию.

Поначалу всё было мирно. Мы посмотрели полузаброшенные города-призраки Ткуарчал и Акармара. В Ткуарчале раньше проживало 50 тысяч жителей, а теперь — всего лишь пять! А в Акармаре всё еще печальнее: мы встретили лишь троих человек, четырех собак и одну корову. Перекусили вкуснейшими пирожками у местной бабушки, пофоткали и поехали дальше.

Здание и цветущий багрянник в Акармаре.

И вот тут начался экстремальный подъем к водопадам. По бездорожью, с ревущим на пределе мотором, мы поднимались по узкому крутому серпантину. Я много раз бывала на подобных маршрутах на Кавказе и Алтае, но никогда мне не было так страшно. Несколько раз я прощалась с жизнью, чувствуя, как съезжает машина по грязи прямо в пропасть. Но Рауль так виртуозно крутил руль, что мы благополучно добрались до конца дороги. Наградой нам стали гремящие водопады и сказочный лес. Деревья с кривыми ветками и мшистыми стволами, увитые плющом, цветущие рододендроны, влажный туман, грохот тонны воды, который заглушает даже мысли — всё это стоило опасной дороги.

Восточная Абхазия
Дорога на водопады. Фото не передает экстрима. :)
Водопад "Великан".

Ехать обратно было уже не так страшно, потому что мы были уверены, что Рауль справится. Несмотря на ливень, он быстро довез нас до ущелья реки Черниговка, по пути лихо объезжая глупых коров. Вот так мы познали особенности национального вождения, которые никогда не забудем.

Черниговка.

Дни седьмой и восьмой. Новый Афон и возвращение домой

Наш седьмой день в Абхазии был посвящен истокам христианства на Кавказе — так называется экскурсия на Трипстере, которую мы забронировали. Проводит ее полюбившийся нам гид Данил. Считаю, это гид от бога. Внимательный, умный, всезнающий (реально, дает ответы на любые вопросы), интеллигентный, с хорошим чувством юмора, аккуратный водитель — с ним мы чувствовали себя как у Христа за пазухой.

Новый Афон
Монастырь в Новом Афоне.

За день в Новом Афоне мы посетили монастырь с красочными фресками, поднялись к Анакопийской крепости и древней часовне, посмотрели укромный Иверский водопад, плотину, изначально построенную монахами, Приморский парк с лебедями и ажурную ж-д станцию Псырцха. Узнали про апостола Симона Кананита, который проповедовал в Абхазии, и посмотрели все места, связанные с ним: келью, храм, источник и лобное место. В Новоафонскую пещеру не попали (была закрыта), но вместо нее съездили к позднесредневековому Беслетскому мосту. В общем, получилась идеальная экскурсия: красоты насмотрелись, узнали много нового, поели вкусный чизкейк и просто душевно пообщались с Данилом. Думаю, это лучший гид в Абхазии, в следующий приезд снова обратимся к нему.

Анакопийская крепость.
Новый Афон
Станция Псырцха.
Река Псырцха. Лобное место Симона Кананита.

Вечером мы на прощание прогулялись по набережной Сухума, с которой понаблюдали за резвящимися дельфинами, полюбовались заснеженными горами, а на следующий день отправились на поезде домой. Было грустно, но мы еще вернемся в Абхазию! Хорошие люди, шикарная природа, красивая, хоть и заброшенная, архитектура, вкусная еда, богатая история — не зря Абхазию зовут Страной души.

Уверена, вы хорошо знаете, что отзывы о стране противоречивые. Часто негативные отзывы оставляют автотуристы. Поэтому мы не поехали в Абхазию на машине, а брали экскурсии. Ни один турист из нашей компании на отдыхе в Абхазии не пострадал. Самое страшное, что с нами случилось — на набережной в Гагре к нам пристала цыганка, да и ту благополучно отшили. :)