В этом отчете я расскажу о личном опыте двухмесячного путешествия на мотоцикле по острову Суматра в Индонезии осенью 2015 года: полезные советы, полная стоимость поездки (все расходы: мотоцикл, отели, еда, быт, виза, авиабилеты и т.д.), а также все о покупке и продаже байка в Индонезии и мой мини-путеводитель по секретным живописным местам Суматры.
В сентябре 2015 года я отправился в Индонезию, на остров Суматра, чтобы приобрести там мотоцикл и отправиться на нем в одиночное самостоятельное путешествие. Главной целью поездки было пересечь экватор — моя давняя мечта, хотел сделать это именно по земле, чтобы в полной мере прочувствовать пересечение этой важной границы, делящей планету пополам. Маршрут я не разрабатывал, так как сразу решил, что буду просто ехать на юг, останавливаясь в местах, которые мне понравятся, на столько, на сколько мне захочется.
В итоге за полтора месяца я проехал не очень много — около 2 000 км. Я несколько раз ремонтировал мотоцикл (на что ушло 4-5 дней) и подолгу задерживался в некоторых местах: пять дней в Берастаги, четыре дня на озере Тоба, четыре дня в Тапактуане, неделя в Букиттинги и даже прожил целых семь лет на озере Манинджау — поэтому непосредственно в дороге я провел не так много времени.
Мое мотопутешествие по Суматре продлилось почти два месяца плюс несколько дней я провел на Пенанге (Малайзия), делая там индонезийскую визу.
По многочисленным ссылкам, разбросанным по тексту, вы можете найти мои путевые заметки и фотоснимки из этого путешествия. Все заметки из этого мотопутешествия можно найти в моем блоге.
Возникнут вопросы — задавайте в комментариях.
Покупка и продажа мотоцикла в Индонезии
Покупка
На поиск и покупку мотоцикла для моего мотопутешествия по Индонезии ушло около пяти дней. Официально иностранец без вида на жительство не может купить на свое имя транспорт в этой стране, однако далеко не все индонезийцы при покупке мотоциклов переоформляют документы на свое имя. Процедура покупки мотоцикла с рук очень проста — отдаешь деньги, а взамен тебе отдают документы, ключи и сам мотоцикл. Вписывать свое имя в техпаспорт совсем не обязательно. Поэтому я изначально был настроен покупать б/у технику.
В первые дни в Банда-Ачехе я попробовал найти точки продажи б/у байков. Найти таковых я не смог (хотя позже узнал, что они есть — на рынке у главной городской мечети), поэтому обратился за помощью к местным жителям. Через каучсерфинг я нашел молодого парня Ауля, который согласился помочь найти и купить мотоцикл. За три дня (на востоке спешить не принято) мы эту задачу выполнили и я купил Yamaha Byson 2011 года (командные поиски мотоцикла). Продавец передал мне документы, ключ и мотоцикл, а также выписал квитанцию о получении от меня 11,7 млн рупий — мое имя фигурировало только в этой квитанции (что, кстати, может сослужить подтверждением прав собственности в случае возможной проверки документов полицией).
Продавцов мы искали при помощи сайта частных объявления olx — он на индонезийском, но можно использовать google-переводчик. Очень удобный сайт — можно сортировать по городам, маркам мотоциклов, году выпуска и прочим параметрам.
Документы на мотоцикл, которые нужно иметь:
- Buku pemilik kendaraan bermotor — Книжка владельца т/с.
- STNK (Surat Tanda nomor kendaraan bermotor) — Сертификат о регистрации т/с.
- Surat katetapan pajak daerah — Свидетельство об уплате ежегодного налога.
На что нужно обратить внимание при покупке. Помимо состояния мотоцикла, следует проверить, совпадают ли номера с указанными в документах, срок действия регистрационного номера, дату уплаты ежегодного транспортного налога, провинцию, в которой зарегистрирован байк.
Мой Бизон был зарегистрирован в соседней провинции — мне-то это было неважно, но в итоге этот нюанс привел к дополнительным расходам. Мне требовалось оплатить ежегодный налог, но так как я находился в другой провинции, сделать это было невозможно без взятки. Ауль и его друзья помогли провернуть все за два дня, но пришлось раскошелиться почти на 1 млн рупий.
Изначальная цена на этот байк была 12,5 млн, Ауль уговорил продавца опустить цену до 11,7 млн. Сейчас я понимаю, что даже это было дороговато — с учетом того, что мотоцикл зарегистрирован в другой провинции, можно было смело сбивать цену еще как минимум на 1 млн. Но я так хотел поскорее получить байк, что в тот момент мало думал о деньгах.
Продажа
Сделать это в сжатые сроки непросто. Я развернул масштабную кампанию и начал наступление сразу по четырем фронтам:
- Принял помощь в поиске покупателя, предложенную ребятами, работающими в моем home stay (у одного из них брат занимается продажей б/у мотоциклов);
- Предложил купить мотоцикл хозяйке дома;
- Стал ездить по городу и искать салоны продажи подержанных байков;
- Разместил объявление на сайте olx.
На объявления откликнулся студент, который придумывал нелепые истории про то, что он живет в мечети, у него мало денег, а затем что его брат попал в аварию, потребовалось лечение, и денег у студента стало еще меньше.
Хозяйка каждое утро объявляла, что ей нужно еще время, чтобы подумать.
Перекупщики отказывались покупать байк, зарегистрированный в другой провинции.
Парень, у которого брат занимается продажей мотоциклов, думал лишь о том, как бы побольше заработать на своей помощи и провалил все переговоры с потенциальными покупателями.
Вся эта кутерьма длилась пять дней, я уже начал думать, что из этого болота мне не выбраться (Паданг произвел плохое впечатление, хозяйка и ее сотрудники тоже, ее умственно отсталый сын заглядывал в мою комнату, все люди в городе показались грубыми, неприятными, нечестными, да еще и духота стояла невыносимая). Я уже готов был совершить сделку по любой цене, лишь бы поскорее выбраться из этого места.
В итоге Бизона купила хозяйка за 7 млн рупий. Будет сдавать его в аренду туристам — думаю, для Бизона это лучшая перспектива, будет продолжать служить путешественникам. Расстаться с мотоциклом было трудно.
Только получив от хозяйки деньги, я сразу же приобрел авиабилет на ближайший рейс в Медан с вылетом через 14 часов — еще одна ночь в Паданге, и я был таков. Оставшиеся три дня перед моим вылетом на Пенанг я провел на озере Тоба, вновь вернувшись туда спустя месяц, но уже без Бизона.
Стоимость путешествия по Индонезии
Перечислю здесь все свои траты за два месяца моего самостоятельно путешествия по Индонезии и несколько дней на острове Пенанг, ушедших на подготовку.
Для контроля за расходами в путешествиях я использую специальные мобильные приложения, поэтому бюджет поездки расписан крайне детально.
Курс (осень 2015): 1 $ = 14 тысяч индонезийских рупий = 4,1 малайзийских ринггита = 65 рублей.
1. Авиабилеты на Суматру
- Билет Москва — Пенанг (через Доху и Куала-Лумпур) стоил 21 000 руб. в одну сторону.
- Билет Пенанг — Банда-Ачех стоил 4 300 руб.
- Билет Паданг — Медан стоил 400 тыс. рупий.
- Билет Медан — Пенанг стоил 30 $.
Итого все перелеты стоили мне 457 $. Но заметьте, это без возвращения в Россию, впрочем, авиабилеты туда-обратно будут стоить не сильно дороже билетов в один конец.
2. Виза
Стоимость визы в Индонезию на двухмесячное путешествие — 190 ринггитов, или 45 $. Получал на Пенанге в Малайзии. Делается очень просто за два дня, пакет документов минимальный. Читайте нашу подробную статью о визах в Индонезию.
3. Мотоцикл
Я купил байк за 11,7 млн рупий, еще 850 тыс. стоила уплата налога (450 — налог, 400 — взятка). Продал байк за 6,75 млн. Итого мои траты на мотоцикл (покупка минус продажа) составили 414 $.
Расходы на ремонт (после покупки, после падений и для исправления неполадок, возникших в ходе поездки) составили 1 млн рупий, или 71 $.
Расходы на бензин: 400 тыс. рупий, или 30 $.
Экипировка (шлем, перчатки, дождевик): 240 тыс. рупий, или 17 $.
4. Отели
Расходы на жилье в Индонезии составили 6 276 000 рупий, расходы на отель на Пенанге — 239 ринггитов. Итого: 505 $, то есть примерно по 8,4 $ в сутки.
5. Медицина
Стоимость страховки в Индонезию и Малайзию — 10 490 рублей (включала в риски управление мототранспортом). Покупка недостающих лекарств для моей походной аптечки обошлась в 1 580 рублей. Итого: 186 $.
6. Мобильный интернет
О том, как купить симкарту с пакетом интернета, читайте ниже, в советах. Стоимость трех симкарт и одного пополнения баланса составила 300 тыс. рупий, или 21 $.
7. Питание
Расходы на питание в едальнях: 3 млн индонезийских рупий + 124 ринггита = 257 $.
Фрукты стоили мне 500 тыс. рупий, или 35 $.
На продукты в магазинах (орешки, вода, чипсы и т.п.) потратил 450 тыс. ринггитов, или 32 $.
Итого на питание я потратил около 330 $, что в пересчете на день составит примерно 5 $ — очень бюджетно. Ел хорошо: что захочу и сколько захочу. В среднем обед (рис/лапша с добавками + стакан густого свежевыжатого сока-пюре) будет стоить около 20 - 25 тыс. рупий, или 1,5 -2 $.
8. Транспорт
Паромы, автобусы, такси, моторикши и т.п. стоили мне 33$ + аренда мотобайка на Пенанге на сутки обошлась в 8 $. Итого: 41 $.
9. Одежда
Джинсы и кроссовки: 40 $.
10. Прочее
70 $
Итоговая стоимость путешествия по Индонезии
Бюджет моего двухмесячного самостоятельного путешествия по Суматре с учетом всех расходов составил 2 200 $, что по нынешнему курсу равно 145 000 рублей.
Индонезия очень дешевая для жизни и путешествий страна, но сумма в итоге вышла приличная. Впрочем, пугает она лишь при переводе в рубли из-за плохого курса. Нельзя сказать, что 2 200 $ — это много для двухмесячного путешествия, всех перелетов и покупки мотоцикла.
Самостоятельно в Индонезию: советы
Обязательно купите хороший дождевик и придумайте, чем будете накрывать багаж — ливни на Суматре сильные.
Российские симкарты. Если вы будете делать индонезийскую визу в Малайзии (это самый простой способ), то будьте осторожны — симкарты Tele2 не работают в роуминге этой страны! У меня их две (старая и совсем новая) — обе не могут подключиться к сети. С техподдержкой лучше даже не связываться, они откровенно издеваются и помощи от них не добиться. С этим стоит быть внимательней, так как можно остаться без возможности зайти в интрнет-банк и управлять своими счетами.
Интернет в Индонезии. Не питайте больших надежд к индонезийскому wi-fi в отелях — он есть не всегда, а если есть, то не слишком хорош. Чтобы всегда иметь под рукой интернет (а иметь его нужно — например, для работы онлайн-переводчика) рекомендую приобретать симкарты SimPati. Я трижды покупал симкарту для мобильного интернета с пакетами 2-3,6 Гб. Один раз в одной из деревень обратился к подросткам, чтобы те закинули мне денег на счет и подключили новый пакет. Зря — за 60 тыс. получил только 600 мб, что дороже, чем покупка новой симки с 2 Гб. Так что лучше выбрасывать старую и покупать новую. Пакет подключается автоматически, нужно просто поставить симкарту в телефон и все заработает. Проверка оставшегося интернет-трафика: *889#.
Дороги в провинции Ачех превосходные! Дороги в Западной Суматре преимущественно довольно хорошие. Дороги в Северной Суматре ужасные и порой отсутствуют. Никогда не забуду мой самый трудный день путешествия, когда по разбитым дорогам мне удалось проехать лишь 100 км.
Язык. Выучите пару-тройку десятков основных слов на индонезийском языке (он очень простой в произношении и понимании), которые могут пригодиться в общении и для решения каких-либо бытовых вопросов, а также числа. Это сильно облегчит вам жизнь, ведь английским владеют совсем немногие, а также вы заслужите одобрение местных, которым будет крайне приятно, что вы пытаетесь изучить их язык.
Секретные места Суматры
Про достопримечательности, национальные парки и т.п. вы и сами сможете найти информацию. Здесь я составлю небольшой перечень интересных и очень живописных мест Суматры, о которых не прочтешь в путеводителях.
- Остров Вех (Сабанг). Туристы едут на северную часть острова — там гестхаусы и пляжи. Я рекомендую прокатиться по дорогам южной части Веха — прекрасные виды, приятная извилистая дорога с полным отсутствием транспорта, уединенные пляжи. А вообще весь остров хорош — здесь можно уединиться и отдохнуть от всего.
- Пляж Lho-Nga (20 км от Банда-Ачеха). Огромный, красивый пляж, почти безлюдный. Прекрасен!
- Дорога на юг от Банда-Ачеха вдоль западного берега Суматры — участок 150 км очень живописный: горы, пляжи, кафе на сваях над обрывами с видом на океан.
- Дорога через горы вдоль северо-восточного берега озера Тоба.
- Дорога в горы из городка Пангуруран (Pangururan) на острове Самосир в юго-западом направлении от Тобы. Крутой подъем по серпантину на высоту почти 2000 метров по узкой разбитой дороге с отсутствующими ограждениями и бездонным обрывом слева в метре от тебя.
- Живописная река с подвесным мостом ровно на полпути между городами Padang Sidempuan и Panyambungan. Вообще достопримечательность того места — водопад, но он совершенно никчемный. Река и мост интереснее.
- Горячие источники в Сипохолоне (Sipoholon) — на пол пути от Тобы в Падангсидемпуан. Фантастические пейзажи.
- Озеро Манинджау — тихое, уединенное, почти никому не известное место в 40 км от города Букиттинги. Я прожил на этом озере семь лет — это была прекрасная пора.
Также я не могу умолчать о трех довольно известных местах Суматры, которые стоит посетить во время путешествия — они столь хороши, что я должен упомянуть о них отдельно:
- Озеро Тоба — волшебное во всех отношениях место: красивые горы, огромное озеро, чистый воздух, свежесть и прохлада, уютные гестхаусы за 5$ на самом берегу, мир духов, могилы батакских царей и magic mushrooms.
- Вулкан Сибаяк — другой мир.
- Вулкан Марапи — другой мир.
Вулканы сделали мне подарок — на обоих я бродил в полном одиночестве. Это были одни из самых ярких переживаний моего путешествия по Индонезии! Читайте мою заметку о прогулке среди холодных молочных туманов по марсианской поверхности вершины вулкана Марапи и двухчасовом спуске с него ночью через джунгли.
Полезные материалы:
Первое фото: truetraveller.ru.