Хроники нашего путешествия по Центральному Вьетнаму. Как за 10 дней увидеть всё самое впечатляющее в стране: горы, бескрайние пляжи, огромные лагуны, императорские дворцы, древние храмы, мегаполисы, деревеньки, рисовые поля, водопады и прочую красоту. Плюс Пекин и Сайгон в виде закуски перед главным блюдом.
Свыше двухсот фотографий и пять с половиной тысяч слов... Да уж, таких полотен я ещё не созидал! Просто очень уж захотелось сохранить в памяти пережитые приключения, ведь поездка вышла крайне насыщенной. Ну и передать обретенный опыт всем заинтересованным тоже не будет лишним. Так что, ежели у вас есть полчаса свободного времени и желание заглянуть в самое сердце Вьетнама, приглашаю вас составить нам компанию в этих приключениях.
Содержание:
- Зачин истории
- День 1. Старт
- День 2. Пекин
- День 2. Сайгон
- День 4. Знакомство с Данангом
- День 5. Полуостров Шонча
- День 6. Руины Мишон и пещера Ада
- День 7. Расплата за улиток
- День 8. Дорога Хошимина
- День 9. Перевал Хайван и водные процедуры
- День 10. Хойан
- День 11. Хюэ и Великий Мототрип
- День 12. Ааааттракцион!
- Дни 13-14. Путь домой
Зачин истории
Это путешествие было необычным как по составу, так и по замыслу.
Ещё давным-давно я загорелся желанием подарить своей племяннице Кате на её совершеннолетие грандиозный вояж в какие-нибудь далекие и экзотические края. Мне хотелось обрушить на неё лавину впечатлений и нового опыта, зарядить энергией и разжечь пламя любви к путешествиям — в общем, поставил себе целью посвятить юного падавана в Орден Странствующих Рыцарей, которому я преданно служу уже многие годы.
Годы пролетели незаметно, племянница окончила школу, отметила своё 18-летие... Пришёл час выбирать направление и планировать поездку!
Вариантов, куда отправиться, было немало: Турция, Армения, Шри-Ланка, Таиланд, Малайзия и другие. Всё взвесив и обдумав, я решил выбрать для посвящения Центральный Вьетнам, потому как именно там можно найти практически всё самое интересное в путешествиях: экзотику, контрасты, непохожую культуру и быт, сумасшедшей красоты природу, памятники истории и возможность вдоволь накататься на байке, чтобы прочувствовать дух вольных путешествий. Как по мне, идеальное сочетание. Тем более Вьетнам я обожаю, ездил много раз, прожил там суммарно более полугода и именно он десятью годами ранее стал для меня первой страной, куда я впервые уехал без обратного билета на долгую зимовку. В общем, лучше не придумаешь. Едем!
Посмотрите, сколько стоила наша поездка — там я детально расписал бюджет.
Самое важное про Вьетнам:
День 1. Старт
Путь предстоял неблизкий: Пермь → Москва → Пекин → Сайгон → Дананг. Четыре перелёта с двумя длительными стыковками в Пекине и Сайгоне, которые по замыслу должны были облегчить и скрасить долгую дорогу. Прости, Катюша, но такова уж доля трушных путешественников!
Я нарочно выбрал перелет китайской а/к Air China с длительной стыковкой в Пекине, чтобы попытать удачу и выпроситься там на прогулку по праву безвизового транзита. Строгие китайские пограничники славятся тем, что выпускают за пределы транзитной зоны далеко не всякого. Изучив форумы, пришел к выводу, что при наличии стыковки свыше 8 часов (особенно если она ночная) выпускают без проблем, в прочих случаях — оставят куковать в терминале. Но и это не правило, а лишь тенденция... Надеясь на лучшее, я выбрал билеты с идеальной стыковкой — 13 часов с утра до вечера. Достаточно много времени, чтобы неспеша пройти границу, добраться до центра, погулять, пообедать и вернуться к следующему вылету, при этом не тратя времени и денег на ночь в отеле.
Прилетев «Аэрофлотом» в Шереметьево, подивились числу гостей из Поднебесной. Рейсов с КНР нынче у нашей страны более прочих, но я полагал, что летают на них преимущественно наши туристы, добирающиеся до стран Азии, а оказалось, что численный перевес на стороне самих китайцев. Ни сайт, ни приложение Air China не позволяют довести процесс онлайн-регистрации до конца, так что пришлось дожидаться её начала и отстоять нехилую очередь. Ладно, пусть уж неофит познает как радости, так и горести путешествий. Зато пограничный контроль прошли быстро через автоматические кабинки. Скоротав оставшееся время в бизнес-зале «Шагал», сели на рейс и полетели.
День 2. Пекин
Семичасовой перелёт прошел дольно быстро, хотя поспать толком не удалось. Вечер сменился сразу утром, ночи в общем-то и не было — всему виной пять часов разницы с Москвой. Но влекомые жаждой открытий, мы нашли в себе силы и бодрость.
На стойке выдачи разрешений на безвизовый транзит мы оказались единственными просителями. Без каких-либо вопросов оно нам было выдано и мы, счастливые, отправились на знакомство со столицей Поднебесной. Доехали на поезде до выхода из терминала, сели на метро и через полчаса вышли в городе.
Что мы успели за световой день в Пекине:
- Подивились количеству электротранспорта.
- Подивились числу китайских туристов.
- Прошлись по красивым набережным вдоль озер Сихай, Хоухай и Цяньхай, где понаблюдали за бытом и утренним моционом местных жителей: зарядкой, играми, прогулками.
- Посмотрели на Барабанную и Колокольную башни.
- Прошлись по переулку Наньлогусян и перекрестным ему улочкам, крайне аутентичным и колоритным.
- Вздремнули на скамейке в полдень.
- Оказались затянуты в водовороты гигантских очередей на площади Тяньаньмэнь, которую при этом так и не увидели.
- Прогулялись по знаменитой шопинг-улице Ванфуцзин.
- Пообедали супом с пельмешками.
- Вдоволь накатались на метро.
Конечно, за один лишь световой день в Пекине мы посмотрели лишь крохотную часть этого гигантского города. Впрочем, иной цели и не стояло, я лишь хотел как можно больше походить по разным улицам и районам, чтобы получить впечатление от города как такового, а не от его достопримечательностей. Думаю, нам это удалось, и прогулкой я остался доволен. Покидал город с желанием вернуться сюда вновь и посмотреть побольше.
Далее нас ждал пятичасовой вечерний перелет в Хошимин.
Читайте подробнее про пересадку в Пекине: какие правила безвизового транзита и как без проблем выйти в город.
День 3. Сайгон
Прилетев в Сайгон в час ночи, мы пешком дошли до отеля, предусмотрительно забронированного неподалёку, и наконец-то выспались. Утром, оставив вещи на ресепшн, со свежими силами отправились заводить первое знакомство с Вьетнамом.
В Сайгоне я был много раз, поэтому выстроить маршрут было несложно. Этот город не блещет обилием достопримечательностей, но юной путешественнице всё в новинку, всё интересно.
Попробовали бан ми, тростниковый сок, кокосики и лучший в городе фо бо.
Прошлись по разным районам, паркам, набережной, заглянули в зоопарк и главпочтамт, а напоследок пробежались по одной из многочисленных food street. Прокатились и на автобусах, и на такси.
Вечером забрали вещи из отеля и полетели в Дананг, где заселись в отель уже на весь оставшийся срок путешествия и наконец выдохнули.
Ну а теперь начинается самое интересное!
День 4. Знакомство с Данангом
Позавтракав, первым делом поднялись на крышу отеля, чтобы окинуть взором весь Дананг. Вид с 25 этажа отменный, а для Кати особенно — прежде она выше девятого этажа ещё не бывала.
Первый день в крупнейшем городе Центрального Вьетнама мы провели в режиме ознакомительной прогулки. Изучили разные районы: туристические и аутентичные, бедные и богатые. Сходили на бескрайний пляж, заглянули в ТЦ, посмотрели храм и мосты, которыми славится Дананг, прогулялись по речной набережной и напоследок заглянули на ночной рынок.
Днем попробовали одно из моих любимейших вьетнамских блюд — бун ча ханой. А на ужин умяли целый четырехкилограммовый дуриан! Фрукт сложный, экзотический, на любителя, но Кате понравился, что мне, дуриановому наркоману, было отрадно.
Прежде в Дананге я был без малого 10 лет тому назад. Тогда это был еще никому не известный город. Помню, как меня впечатлил его совершенно безлюдный, бескрайний пляж, по которому мы с Ренатой часами гуляли, практически не встречая других людей. Но за прошедшие годы Дананг пережил настоящий туристический и строительный бум, теперь его не узнать. Посмотрите эти фотографии, которые разделяет десять лет.
День 5. Полуостров Шонча
Мотобайк — наиважнейшая составляющая путешествий по Юго-Восточной Азии, их перчинка, самая ароматная специя, без которой не получишь нужного вкуса. С утра пораньше мы арендовали полуавтомат Honda Wave и начали новый этап наших приключений.
Первым делом для разминки отправились изучать ближайшие окрестности — гористый полуостров Шонча (или Cон Тра, Sơn Trà), заповедник на северо-западе Дананга. По пути увидели рыбацкое поселение Мантай и начали подъем по серпантину.
Сперва посетили храмовый комплекс с пагодой и огромной статуей богини милосердия Гуаньинь, которую в быту кличут Леди Буддой (не путать с леди-боями, ха-ха, простите). Туристов тьма, но впечатляюще, мило, а виды на город отличные.
Затем отправились наматывать километры по серпантинам полуострова, любуясь живописными пейзажами и наслаждаясь свободными дорогами, облюбованными лишь немногочисленными туристами. Посетили камерный пляж Bãi Xếp, разительно отличающийся от городского пляжа Дананга — вокруг природа и минимум людей.
В прежние времена полуостров Шонча можно было объехать по кругу, но теперь в нескольких местах путь перегорожен шлагбаумами с охраной или бетонными блоками, так что приходится доезжать до тупика, разворачиваться и ехать через город на другую сторону.
Проезжая через северную окраину Дананга, заприметили типичный вьетнамский ресторан морепродуктов с крохотными пластиковыми стульчиками и усыпанном салфетками и объедками полом. Классика, обойти знакомство с которой непростительно. Съедаем по порции устриц, коих моя юная путешественница пробует впервые.
Сытые, выдвигаемся дальше и еще несколько часов катаемся по другой части полуострова Шонча. Наслаждаемся видами на каждом повороте и в итоге добираемся до пика Банко (Ban Co), что означает пик Шахматной доски, на самой вершине которого, оправдывая название, восседает старик, раздумывающий над очередным ходом на доске сянци перед ним. Выпив по манго смузи, спускаемся вниз.
Остаток светового дня проводим, катаясь по северу Дананга. Смотрим на порт, рыбацкие лодки, проезжаем по огромному мосту Thuan Phuoc Bridge и осматриваем нетуристическую часть города и пляж напротив залива Дананг.
Затем проезжаем через центр города, на ужин пробуем ми куанг и спринг роллы и едем в отель.
Позже мне захотелось поужинать ещё раз и мы вышли на улицу. Накупили разных видов фруктов, чтобы устроить Кате дегустацию, а я еще навернул тарелку вареных улиток. Последнее, как выяснится позже, стало роковой ошибкой...
День 6. Руины Мишон и пещера Ада
Километрах в сорока к югу от Дананга находятся руины индуистского храмового комплекса времен королевства Чампа, включенные в список ЮНЕСКО. В этот день мы направились туда.
Дорога занимает около часа, пролегает по окраинам Дананга и ближайшим поселкам, несколько утомительна, но в паре-тройке мест радует глаз красотой рисовых полей.
Мишон — очень туристическое место, но посещения стоит. Впрочем, на большой территории туристы разбредаются, в итоге не так уж и тесно. От храмов, которым, к слову, более тысячи лет, осталось не так уж много, но посмотреть есть на что.
Комплекс сильно пострадал от американских ковровых бомбардировок во время войны, уцелело только 20 из 68 зданий, сохранившихся к тому моменту. Печальным памятником тех времен служат внушительных размеров кратеры по соседству с храмами.
На прогулку по руинам у нас ушло два-три часа. Пообедав рисом со всяким добавками в захудалой забегаловке на трассе (тоже культурный опыт), мы поехали смотреть Мраморные горы в Дананге. Около часа бродили по пещере Ада внутри горы Воды, где лицезрели всякие жуткие скульптурные композиции со сценами из загробной жизни грешников и терзающих их демонов. Интересно, весело, да и масштабы пещеры впечатляют.
На вершине горы Воды есть ещё немало интересного: пещеры, храмы, скульптуры. Вот только день клонился к закату и осмотреть эти достопримечательности мы уже не успевали. Повторилась история десятилетней давности — в тот раз мы с Ренатой тоже смогли посмотреть лишь пещеру Ада. Ну, быть может, ещё через 10 лет наконец получится? Вместо этого мы прокатились мимо остальных Мраморных гор, посвященных прочим стихиям, и съездили насмотреть на них с другой стороны реки.
В завершении дня попробовали съездить на смотровую площадку на холмах к западу от Дананга, но в самом конце нас не пропустила охрана, эх. Вернулись в город и отправились в ресторан индийской кухни — очередной новый опыт для Кати. Неплохо, но далеко не так же круто, как в самой Индии.
День 7. Расплата за улиток
Этот день поневоле вышел разгрузочным во всех смыслах этого слова. Утром меня хорошо так полоскало, а остаток дня я провел в постели, питаясь лишь бананами и кокосовой водой — лучшее меню при отравлении. Под подозрение попадает многое: и индийская кухня, и обед в обшарпанной забегаловке на трассе, и улитки, съеденные позавчерашним вечером. Но я грешу всё-таки на улиток, тем более однажды с ними у меня уже был столь же печальный опыт в Марракеше. Благо Катю эта напасть не коснулась.
День 8. Дорога Хошимина
На утро я был как огурчик и жаждал новых приключений (не туалетных, нормальных). Решил посвятить этот день маршруту, самому интересному лично для меня во всей поездке, и отправиться в двухсоткилометровый мотопробег по горам Центрального Вьетнама с захватом участков дороги Хошимина и Золотой петли. Этот горный маршрут считается одним из самых красивых во всём Вьетнаме, а я там до сих пор не был! В прокате байков меня уверяли, что нечего даже думать о том, чтобы проехаться по этому участку одним днем, без ночевки в горах, но я упорно отказывался в это верить: раз пять всё перепроверил, пересчитал, распланировал и был убеждён, что затея выгорит. Азарт и жажда новых открытий не давали мне шанса пренебречь этой возможностью, а Катя мне доверяла и не меньше моего хотела прокатиться среди настоящих гор. Так что с утра пораньше запрягаем нашего железного коня (или, скорее, ослика) и выдвигаемся в путь.
Миновав черту городской застройки минут за сорок и заправив полный бак, начинаем подъем в горы. Красота не заставила себя долго ждать, и великолепные виды начали радовать глаза и душу уже с первых километров по серпантину. Как же хорошо вновь быть здоровым и мчаться по горным дорогам, рассекая ветер лицом!
Сельский горный Вьетнам — мой любимый Вьетнам. В таких поездках радуют не только пейзажи (а они великолепные), но и приветливые местные жители, удивляющиеся появлению чужестранца в своих тихих деревеньках и радостно кричащие Hello тебе вслед. За весь день и две сотни километров пути мы так и не встретили ни одного иностранного туриста, что доставило особое удовольствие чувствовать себя первопроходцем.
По пути к дороге Хошимина мы увидели плантации чая и заглянули в этническую деревушку Bho Hoong, где сохранились традиционные хижины. Путь наш пролегал по дороге QL14G, которая на всём своем протяжении живописна, асфальтирована и малозагружена.
К обеду мы добрались до городка Prao, расположенного уже на дороге Хошимина. Милый поселок в окружение красивых гор. До Лаоса отсюда каких-то 20 км по прямой! Здесь мы отобедали супчиком ми куанг, фирменным блюдом Центрального Вьетнама, и продолжили путь на юг уже по трассе AH17.
Дорога Хошимина (не путать с тропой Хошимина, по которой северо-вьетнамская армия снабжала партизан на юге во время войны) проходит через всю страну, соединяя Ханой и Сайгон, длина её около 2000 км. Она считается одной из самых живописных дорог в Азии, но особенной красотой славится именно её центральная часть. Однажды я надеюсь проехать весь путь целиком, но пока был рад прокатиться и по небольшому участку. К тому же этот отрезок дороги Хошимина, а также дорога от него до Дананга входит в The Golden Loop, кольцевой 500-километровый маршрут по Центральному Вьетнаму, который путешественник Том Дайверс считает самым красивым в стране (а он, кстати говоря, за 25 лет жизни во Вьетнаме проехал 225 тысяч километров и неплохо так разбирается в теме).
На окраине Прао поднялись на смотровую, где обнаружили мемориал и кладбище погибших на войне солдат.
Дорога Хошимина и правда очень красива. Помимо гор и рек по пути видели несколько плотин ГЭС и водопад.
Неспеша проехав 50 км по дороге Хошимина, мы попили какао с мороженым в тихом горном поселке и направились в сторону Дананга по дороге QL14B, которая тоже весьма живописна, но уже куда более загружена грузовым транспортом. В город вернулись ещё до заката. Отличная вышла поездка.
Вечером из окна номера наблюдали грандиозный салют. Должно быть в нашу честь! Но если по-честному, его стреляли каждый день.
День 9. Перевал Хайван и водные процедуры
Среди достопримечательностей Дананга особой известностью пользуется перевал Хайван, воспетый некогда Джереми Кларксоном. Ведущий Top Gear назвал его одной из самых красивых прибрежных дорог мира. Перевал имеет историю, уходящую в глубь веков, столетиями здесь пролегала горная дорога, соединяющая Северный и Южный Вьетнам, а сам горный массив служит естественной климатической границей этих двух регионов. Десятью годами ранее я уже проезжал через перевал на поезде и был поражен его красотой: тогда стояла дождливая погода, отчего гористая местность была укутана туманами и облаками, что вкупе с необыкновенными видами, открывающимися из окна поезда, медленно ползущего по извилистым путям над самой пропастью, порождало эффект совершенно магический и завораживающий. Теперь же мы вознамерились проехать через перевал на байке по автомобильной дороге, расположенной значительно выше железной, и ещё более богатой на отличные виды.
Выезжаем утром, заправляем бак байка бензином, а желудки кокосовой водой, проезжаем вдоль побережья залива Дананг и начинаем подъем по извилистой горной дороге. Красиво становится сразу и приходится сдерживаться, чтобы не останавливаться для фотосъемки на каждой смотровой площадке, которых здесь просто не счесть.
На высшей точке перевала долго не задерживаемся — там толкучка и неприятная суета.
Большинство туристов на этом завершает свой путь и поворачивает обратно, ну а мы начинаем спуск в северном направлении и наслаждаемся потрясающими панорамами с противоположной стороны перевала.
Стоит спуститься с Хайвана, как на пути появляется следующая природная жемчужина — большая лагуна Лапан (Lap An Lagoon, также известная как An Cu Lagoon и Lang Co Lagoon). Мы объезжаем её с юга и запада, наслаждаясь как видом на саму очаровательную лагуну, так и сельскими пейзажами и жизнью вдоль дороги. Эти места мне очень понравились.
Неподалеку находится зона отдыха Suoi Mo, где по вьетнамскому обычаю реку с заводями и каскадами водопадов оборудовали в бассейны для купания. Мы направились туда, чтобы сбить полуденный жар и перевести дух. И вот, на десятый день нашего отдыха, мы наконец-таки искупались. Прохладная и чистая вода горной речки стала настоящим спасением в жару. А для Кати это ещё и очередной новый культурный опыт, потому что подобные зоны отдыха — традиционный и любимый досуг для самих вьетнамцев. Местные приезжают сюда семьями и большими компаниями, купаются, едят, слушают музыку из гигантских колонок и непременно поют под караоке (главная страсть вьетнамцев). Мы выбрали самое тихое место, но всё равно в полной мере прочувствовали атмосферу. А ещё во время купания в речке можно бесплатно насладиться fish-spa, или пилингом рыбками, потому что десятки водных обитателей только и ждут, как бы пощипать кожу с аппетитных людских ножек.
Отдохнув и охладившись, мы вновь седлаем нашего железного жеребенка и продолжаем путь вокруг лагуны. Объехав её с севера, заезжаем на обед в один из многочисленных рыбных ресторанчиков на берегу моря с потрясающим видом на длинный и пустынный пляж Lang Co. Уминаем креветок и кальмаров на гриле и начинаем обратный путь.
Проехав Хайван почти до конца, останавливаемся в местечке, откуда пешком можно спуститься к дикому пляжу, который мы заприметили ещё утром. Теперь нас ждет небольшой поход по джунглям, минут на 30-40.
На пляже нет никого, кроме изредка появляющихся рыбаков. Здесь мы впервые за эту поездку заходим искупаться в море.
Дело шло к закату, и, переодевшись, мы начинаем путь наверх. Подъём при полном штиле закономерно оказывается предприятием страшно утомительным, попутно докучают кровожадные москиты, но в поте лица и практически на одном дыхании мы довольно шустро добираемся до припаркованного байка, седлаем его и уезжаем в город. По пути любуемся видами на горные пики и реку на закате.
День 10. Хойан
За минувшие дни мы уже вдоволь насладились природными красотами и вольным ветром горных дорог, теперь пришла пора познакомиться и с главными культурными достопримечательностями в окрестностях Дананга.
В этот день мы решили отправиться в старинный городок Хойан, исторический центр которого, относящийся к XV—XIX векам, был внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как образец хорошо сохранившегося торгового порта Юго-Восточной Азии. Здесь можно увидеть архитектуру доколониальных времен, испытавшую сильнейшее влияние Китая и Японии, купцы из которых столетиями заезжали и даже жили в Хойане. Городок был наводнен тысячами туристов даже десять лет назад и я понимал, что теперь их число только увеличилось. Но очень уж он симпатичный, милый и необычный, так что не показать его Кате было бы непростительно. Поехали!
Первым делом заглянули на местный пляж, облюбованный, в отличие от данангского, прежде всего европейцами и американцами, а оттого куда более тихий. Вполне пригодное место для отдыха, чем иностранцы и пользуются, совмещая культурный опыт знакомства с Хойаном и пляжные радости.
Добравшись до Старого города в Хойане, оставляем байк на парковке и начинаем многочасовую прогулку. Жара делает её утомительной, но всё-таки познавательной. Попутно Катя закупается мешком сувениров на радость всем родным и близким, благо в древнем торговом городе, ныне ставшим центром массового туризма, сделать это проще, чем где бы то ни было.
Помимо храмов, мостов, домиков и улочек изучаем и местный рынок, весьма колоритный.
За 10 лет, что я тут не был, Хойан, конечно, изменился. Стал куда более причесанным и вылизанным, что, однако, меня совсем не обрадовало. Я запомнил и полюбил его обшарпанным, потрёпанным, с налётом времени, а теперь он весь отреставрированный и свежевыкрашенный — нет уже той магии, слишком плоско. Нам тогда ещё с погодой повезло — было промозгло, холодно, дождливо — гулять то ещё удовольствие, зато как атмосферно! Всё-таки к лицу этому городу хмурая погода. Сравните сами два снимка, сделанные в одном и том же месте с разницей в десятилетие. Согласитесь, город на первом снимке кажется куда более волшебным и интересным.
Переждав самое пекло в кафе за прохладительными напитками и отобедав, мы ещё немного проходимся по улицам Старого города и, утомленные солнцем, едем домой.
Но по пути успеваем заскочить в порт Bến tàu Cửa Đại неподалеку, откуда ходят катера и паромы на Тямские острова. Мне хотелось узнать цены на билеты и расписание. Увы, как я и предполагал, катера отправляются в 9:00, а возвращаются уже в 14:00 — слишком мало времени, чтобы погулять и поплавать (а там, говорят, неплохой снорклинг: рыбки, кораллы). В будущем стоит отправиться туда с ночевкой, а лучше дня на два-три, чтобы без спешки изучить острова. На заметку: билеты в обе стороны стоят 450 тысяч донгов.
Вечером впервые за всё время отправляемся поплавать в панорамном инфинити-бассейне на крыше нашего отеля. Вид на вечерний город, мосты и реку шикарный.
День 11. Хюэ и Великий Мототрип
В 100 км от Дананга находится город Хюэ, бывшая столица Вьетнама при последних императорах. В самом сердце Хюэ находится огромная цитадель, окруженная рвами и крепостными стенами, внутри которой прячется от посторонних взоров Императорский город с дворцами и храмами. Достопримечательность мирового уровня, само собой, включенная в список ЮНЕСКО. По уму туда нужно ехать на несколько дней, а добираться лучше всего поездом или автобусом. Но мы ведь отважные путешественники, дикие байкеры и всё такое, верно? Честно изложив Кате все трудности мотопробега от Дананга до Хюэ и обратно, я услышал в ответ не просто согласие стойко вытерпеть все невзгоды долгой и утомительной дороги, но более того — рьяное желание посетить древнюю столицу. Эх, воспитал на свою голову! Впрочем, я и сам был не против, тем более помимо Хюэ, в котором я уже был, меня прельщала возможность прокатиться вдоль самых больших в Юго-Восточной Азии лагун Тамзянг, Каухай, Тхюиту и Чуон, соединенных между собой проливами. Так что встаем в 6 утра, завтракаем и выезжаем.
Сперва нам предстоит проехать по уже знакомому перевалу Хайван, там мы не задерживаемся, едем без остановок, но видами, конечно же, наслаждаемся.
Далее вплоть до Хюэ нужно ехать по сильно загруженной транспортом трассе, подпрыгивая в седле от громоподоного воя клаксонов грузовиков и автобусов — то ещё удовольствие, но приходится потерпеть. Путь проходит практически только через населенные пункты, так что захватывающих видов ждать не приходится. Из интересного — лишь пара тоннелей. Зато это самая короткая дорога, а мы пока не знаем точно, сколько времени уйдет на неё и осмотр Императорского города, так что остаётся терпеть и ехать.
Сто километров, разделяющих центр Дананга и Хюэ, мы преодолели за три часа с остановкой на кофе. Сразу направились смотреть Запретный город. В прошлый раз мы с Ренатой были здесь зимой, в сезон дождей, сырой и промозглой погоды, и были просто очарованы Пурпурным городом, его таинственностью и увядающей красотой, крайне поэтичной и уместной. Я убежден, что такая паршивая погодка с противным моросящим дождиком, сыростью и туманами в полной мере раскрывает дух этого места. Увы, сейчас, летом, на такой подарок от погоды мы рассчитывать не могли и вынуждены были довольствоваться знакомством с наследием эпохи императоров под палящим полуденным солнцем. Картина совсем не та, да и жара делает прогулку куда более сложной (территория комплекса большая), но всё-таки мы с удовольствием и интересом бродили среди храмов, дворцов, садов и прудов Запретного города в течение двух или трёх часов.
Пообедав в бэкпекерском районе и восстановив силы, начали обратный путь в Дананг, но не по той же унылой и загруженной трассе, а по обещавшей быть куда более интересной дороге QL49B, огибающей лагуны с севера. Благо времени до темноты было ещё достаточно, силы восполнились, а жара спала. Ставка оказалась выигрышной и дорога наградила нас умиротворяющими сельскими пейзажами и сценами провинциальной жизни.
Кстати, этот более чем стокилометровый участок пути вдоль лагун, побережья и через перевал Хайван тоже входит в знаменитую Золотую петлю, упомянутую мной ранее. В итоге за дни наших мотопокатушек удалось суммарно проехать более половины 500-километровой петли, чем я был крайне доволен.
На закате мы в очередной раз прокатились по западному побережью полюбившейся мне лагуны Лапан, а перевал Хайван проехали уже в синих сумерках.
Итого за день накрутили 250 км, что стало высшим достижением и финальным аккордом наших байкерских приключений в этой поездке.
На ужин заехали в уже полюбившийся нам ресторан (смешно его так называть, ну да ладно), где отведали сырых устриц, жареных гребешков и ещё каких-то моллюсков.
День 12. Ааааттракцион!
За шесть дней в седле мы проехали 850 км с суммарным набором высоты более 12 тысяч метров... Пожалуй, хватит, пора бы и отдохнуть.
Сдав утром байк, мы провели первую половину дня у бассейна на макушке отеля, а после обеда направились в парк аттракционов Da Nang Downtown, ещё в первый день приглянувшийся Кате своими американскими горками. Таковых в парке оказалось аж целых пять штук разной степени крутизны. Правда, одна была закрыта, зато остальными мы насладились сполна, особенно впечатлила Queen Cobra, царица местных аттракционов, заставившая нас изрядно покричать на сумасшедших виражах. Довольные вернулись в отель, где я ещё успел заглянуть в спа на массаж ног, столь необходимый после всех пережитых приключений, на котором я аж заснул от удовольствия.
Дни 13-14. Путь домой
Вот и подошёл завершающий день нашего пребывания в Дананге. Выселившись из отеля и оставив в нем чемоданы, мы погуляли по городу, прошлись по торговому центру, пообедали в корейском ресторанчике, а вечером поехали в аэропорт.
Нам предстоял 30-часовой путь обратно по тому же маршруту: Дананг → Хошимин → Пекин → Москва → Пермь. Пересадки были по 3-5 часов каждая. Долгая дорога домой стала самым трудным испытанием во всём путешествии, но такова уж плата за право побывать в далёких экзотических странах и посмотреть по пути несколько городов. Пришлось потерпеть, но моя юная спутница всё стойко вынесла, чем заслужила моё уважение и право именоваться отныне и во веки веков Странствующим Рыцарем, Королевой Горных Дорог, Принцессой Дурианов и прочими почётными званиями.
Вот такое вышло путешествие и посвящение. Удалось выполнить программу-максимум, выпали только Тямские острова, но они с самого начала были под вопросом. Катя впервые побывала за границей, посетила сразу две страны, увидела такие разные города, как Пекин, Сайгон, Дананг, Хойан и Хюэ, а также несчетное число деревушек в сельской местности и горах, искупалась в море, реке и панорамном бассейне на 25 этаже, впервые да ещё и так основательно покаталась на байке (почти тысяча км!), увидела храмы, небоскребы, джунгли, водопады, широченные пляжи, море (а в общем-то даже Тихий океан), рисовые поля, чайные плантации, пещеры и много-много гор и долин, впервые увидела слона и других экзотических животных, неплохо погрузилась во вьетнамскую кухню и попробовала с дюжину тропических фруктов, в том числе и дуриан, впервые прокатилась на американских горках, да и то сразу на четырёх видах, ну и налеталась, конечно, на пару лет вперед (восемь перелётов за две недели, ух). Для первого раза совсем недурно, я считаю! Да и я сам прекрасно провёл время — было приятно помочь открыть другому человеку мир путешествий как таковой во всех его самых ярких гранях и показать одну из моих любимейших стран. К тому же сам я вновь побывал в местах, где не был целых десять лет, поностальгировал и увидел немало нового из давно желанного: Золотую петлю, дорогу Хошимина, лагуны, руины Мишон.
Все достопримечательности Дананга →
Так что поездкой мы с Катей остались довольны, а наш опыт, надеюсь, сослужит добрую службу и другим путешественникам, наметившим себе приключения в Центральном Вьетнаме, к коим сей удивительный и многогранный регион весьма располагает. Удачи!