Как передвигаться на метро, поездах, автобусах и монорельсе в Японии, а именно в Токио, Киото, Осаке и Нагое. Расскажу по личному опыту о ценах на проезд, где купить транспортную карту, какими приложениями пользоваться и как не потеряться на станции.
Во время подготовки к путешествию в Японию тема транспорта мне казалась пугающе сложной. Почему нельзя просто прийти, посмотреть на схему и уехать, куда нужно? Что за звери эти экспрессы и когда нужно доплачивать за них? Так много вопросов и так мало ответов... Но благодаря простым инструкциям на сайте JR и сайту Врена всё стало более-менее понятно. Однако только будучи в Японии я до конца поняла логику местного ж/д транспорта — восхитительного в своей одновременной простоте и сложности. Поначалу она кажется странной, но потом увидите, какая это удобная и эффективная система. Ниже я попытаюсь доступно объяснить вам по личному опыту, как пользоваться японским транспортом.
А может, лучше взять тур в Японию? Если вам сложно, некогда или просто не хочется разбираться в устройстве транспорта, посмотрите готовые туры по Японии на YouTravel.me и Tripster — сервисах, которыми мы пользовались в путешествиях. Готовые туры стоят дороже, чем самостоятельная поездка, зато ничего не нужно планировать, искать, стыковать и бронировать. Простое решение без головной боли!
Содержание:
Что вам нужно знать о японских ж/д
Приведу несколько фактов, которые помогут понять логику транспорта.
Сеть ж/д дорог охватывает всю страну, но монополиста нет. Большинством дорог управляет JR (Japan Railways), но также есть много мелких частных компаний, которые владеют различными ветками. Это важно знать тем, кто планирует покупать проездные. Например, JR Pass работает только на маршрутах компании JR.
Знаменитые синкансэны как раз принадлежат Japan Railways. Это высокоскоростные и дорогие поезда. Однако не думайте, что по Японии ездят исключительно на них. На синкансэне удобнее перемещаться на средние и дальние расстояния, например, из Осаки в Токио. А для коротких расстояний удобнее и дешевле региональные поезда других компаний. Например, во время нашей поездки в Японию мы ни разу не воспользовались синкансэном, а из Осаки в Киото и Нару ездили на недорогих региональных поездах.
Обязательно перед поездкой изучите наши статьи по Японии:

В Японии перед посадкой на поезд важно сверять, в нужном ли направлении он идет, потому что на платформу здесь приходят поезда, которые идут в разных направлениях и потом переходят на другие ветки. Например, Леша пару раз порывался сесть не на тот поезд, просто потому что он пришел примерно в то же время и на ту же платформу, что и нужный нам.
Еще, чтобы случайно не уехать не туда, важно проложить маршрут в приложениях Japan Travel by Navitime или Google Maps и следовать ему (подробнее читайте ниже) и навигации на станции — она понятная и на английском.
Для поездок купите транспортную карту IC card, пополните ее и забудьте про покупку билетов (подробнее читайте ниже).
В Японии есть разные типы поездов, и от того, какой вы выберете, будет зависеть стоимость проезда. Цена билета на поезд рассчитывается из расстояния и наценки за экспресс (т.е. от типа поезда). Также в некоторых поездах есть особые вагоны и места, за проезд в которых тоже нужно доплачивать. Читайте об этом подробнее ниже. В среднем на проезд в метро Токио или Осаки вы будете тратить 180-250 ¥ (1,2-1,7 $) за раз. Билеты на пригородные маршруты, например, из Осаки в Киото, стоят 500-600 ¥ (3,5-4 $).
На станциях и в транспорте нужно соблюдать правила поведения: вставать в очередь, громко не разговаривать, в том числе по телефону, не есть, не пить и не курить, не сидеть на полу и не занимать сиденье багажом. Мужчинам нельзя входить в женский вагон. Их легко узнать по розовым указателям, в том числе по разметке на полу станции и на автоматических дверях.
Любопытно, что в Токио на эскалаторах стоят слева, а в Осаке — справа.

Приложения для планирования маршрутов
В Японии нужнее, чем воздух, только планировщики маршрутов. Без них я была бы как без рук!
Рекомендую планировать поездки в приложениях Japan Travel by Navitime или Google Maps. Оба приложения работают только онлайн, поэтому купите заранее обычную сим-карту, универсальную симку с интернетом во всех странах от Drimsim, eSIM или арендуйте Wi-Fi роутер. Мы купили eSIM с интернетом за 8,5 $ в Airalo. На двоих нам хватало с лихвой.
Я пользовалась приложением Japan Travel от Navitime. Оно оказалось более удобным и понятным: в нем вы увидите тип поезда, платформу, цену за проезд, наценку за экспресс (если есть), время в пути, на какой станции зайти, пересесть и выйти, какие входы и выходы станций использовать, в каком вагоне лучше ехать, чтобы было проще пересаживаться, есть ли в поезде места с резервацией... Если оплатите подписку, еще и расписание вам покажут. Короче, разберитесь в приложении, и будете чувствовать себя в Японии как у Христа за пазухой.

Чтобы Japan Travel показывал нужные маршруты, настройте его под себя. Зайдите в "Параметры" и отсортируйте маршруты, выберите скорость ходьбы и приоритетные виды транспорта. Например, оставьте только синкансэны или автобусы.
С приложениями разберется даже ребенок, но есть пара нюансов, о которых стоит сказать:
- Иногда вы увидите пересадки, на которых не нужно выходить из поезда — об этом так и написано. Это "пересадки", когда поезд меняет линию. Просто оставайтесь в поезде и всё.
- Если вы опоздали на свой поезд, проложите новый маршрут в приложении и следуйте ему. Возможно, вам нужно будет ждать следующий поезд там же. А может, придется сменить платформу или даже станцию, чтобы сесть на поезд другой компании.

Типы поездов и наценка за экспресс
Цена билета на поезд рассчитывается из расстояния и наценки за экспресс (т.е. от типа поезда и его скорости). Таким образом, за расстояние вы платите в любом случае, а вот за экспресс — не всегда. Это зависит от типа поезда. А типов поездов в Японии несколько, и от того, какой вы выберете, будет зависеть, нужно ли доплачивать за экспресс.
Вот какие типы поездов есть в Японии:
- Local. Это обычные местные поезда, как наши пригородные электрички. Останавливаются на каждой станции, вы платите только за расстояние.
- Rapid. Скорые поезда останавливаются не везде, но платить за экспресс не нужно, только за расстояние.
- Express. Еще меньше остановок. На некоторых всё еще платите только за расстояние, а в иных — еще и за экспресс.
- Limited Express. Остановки только на крупных станциях, и обычно вы платите уже и за расстояние, и наценку за экспресс (но это зависит от компании, читайте про это ниже).
- Super Express. Это скоростные поезда, или синкансэны, принадлежат компании JR. Едут почти или совсем без остановок. Платить нужно за расстояние и за экспресс. Синкансэны как белые вороны: у них свои пути и платформы, отдельные турникеты и кассы. IC-card для них не работает, зато действует проездной JR Pass.
Еще есть туристические поезда до определенных живописных мест. В них фиксированная плата, доплачивать не нужно. Они ходят по выходным, праздникам или в сезон. Бывают туристические поезда между городами, например, между Осакой и Киото.
Не всегда за поезда, в названии которых есть Express, нужно доплачивать. Это зависит от компании. Например, мы ехали из аэропорта Осаки на поезде с названием экспресс, но платили только за расстояние. Как понять, когда нужно платить за экспресс? Постройте маршрут онлайн в приложении Japan Travel by Navitime. Если это синкансэн или какой-нибудь экспресс и там указано две цены рядом, значит, одна за расстояние, а другая — плата за экспресс.
Пусть вас не путает указание места без бронирования рядом со второй ценой. Как я поняла, это не плата за место, а за экспресс. Однако если вы выберете в этом же поезде Reserved Seat, то цена увеличится, так как к наценке за экспресс прибавится еще и стоимость места.
Наценку за экспресс нельзя оплатить IC-картами, нужно идти в кассу. По отзывам туристов, если уж так получилось, что вы сели в экспресс и не оплатили наценку за него, то можно наличными заплатить кондуктору.

Типы мест в поездах
Помимо расстояния и наценки за экспресс, пассажир может еще заплатить за определенное место.
В большинстве поездов Local, Rapid и Express места обычные и их не нужно резервировать. Просто проходите и садитесь на любые свободные сиденья.
В синкансэнах, некоторых экспрессах и поездах Limited Express есть места без бронирования (non-reserved seat), куда можно садиться в порядке живой очереди, и резервируемые (reserved). За последние нужно доплачивать. В свою очередь, вагоны с reserved seat бывают повышенной комфортности: Green car и Gran class, и места в них стоят еще дороже.
Если вы не покупали определенное место, то при посадке в такие поезда смотрите, чтобы не попасть в вагон с reserved seat. Обычно довольно легко распознать такие вагоны, на них об этом написано.

Транспортная карта IC card
В Японии много ж/д перевозчиков, и если вы на одном маршруте пользуетесь поездами разных компаний, то должны на каждом сегменте покупать отдельный билетик. Звучит как геморрой, да? Чтобы облегчить себе жизнь, просто купите в аэропорту транспортную карту (IC card).
IC card — это пополняемая транспортная карта, которая действует практически на всем транспорте по всей стране за редкими исключениями. С ней вам не нужно будет покупать билеты для проезда различными компаниями. Она здорово экономит время!
В Японии девять основных IC card, но самые популярные — Suica, Paismo и Icoca. Suica и Paismo продаются в Токио, а Icoca — Осаке. Покупайте любую из девяти основных, потому что они взаимозаменяемые, за редкими исключениями. Например, мы пользовались картой Icoca в разных городах и префектурах страны.

Картой можно пользоваться как электронным кошельком и расплачиваться в местах, где принимают IC card, например, в магазинах, ресторанах, автоматах. Пополнить ее можно максимум до 20 000 ¥ в специальных автоматах или комбини.
Купить IC card можно в автоматах или кассах, где есть логотип этой карты. Например, Icoca продается в кассах или автоматах компании JR-West. Мы купили ее по прилете в аэропорту Осаки. Пользоваться автоматами просто, есть английский язык. Принимают только наличные. Если у вас iPhone 8 и выше, то можно оформить и виртуальную IC card, добавив ее в Apple Pay.
Карта стоит 500 ¥, и их можно вернуть, если карта больше не нужна. Однако сдать ее и вернуть депозит можно только в той компании, которая ее выпустила. То есть карту Icoca не получится сдать в Suica и вернуть деньги, учитывайте это. Если вы планируете вернуться в Японию, не сдавайте карту — она служит 10 лет с момента последнего использования, поэтому еще пригодится. Обратите внимание, что каждому пассажиру нужна своя карта!

Как пользоваться картой для проезда? Суть проста: в любых ситуациях при входе и выходе прикладывайте к турникету, даже при пересадках на поезда других компаний. Система автоматически рассчитает стоимость проезда и спишет нужную сумму. Контролировать остаток и стоимость билета можно на табло турникета или в специальном автомате для IC card. Все рассчитывается верно, не переживайте. В автобусах тоже прикладывайте при входе и выходе, иногда — только на выходе (это будет написано). Однажды мы ехали на трамвае в Киото и прикладывали только при выходе на станции.
Где IC card не действует:
- На синкансэнах — покупайте билет в кассе или автомате. Однажды мы по невнимательности пытались пройти через турникет синкансэна, и карта просто не сработала.
- Если вам нужно оплатить наценку за экспресс, покупайте билет в кассе.
- В автобусах дальнего следования она тоже не работает. Например, мы покупали отдельные билеты на ночной автобус из Нагои в Токио и на дневной автобус из Осаки в Нагою.
- Там, где нет приемника для IC card.

Как выглядят станции
Станции в Японии выглядят максимально буднично и безлико. Никакого мрамора, колонн, люстр и лепнины! Они типовые, без украшений, зато с подробнейшей навигацией.
Станции могут быть маленькими открытыми полустанками с парой скамеек, например, как Фусими-Инари в Киото. Или это может быть огромный транспортный узел с вавилонским столпотворением и подземным лабиринтом, тянущим скорее на маленький город, как Синдзюку в Токио. Но чаще что-то среднее.
Удобно, что некоторые станции соединены переходами с ТЦ или административными зданиями.
Туалеты есть ВЕЗДЕ, иногда сразу несколько. Чистые и комфортные.
Многие входы на небольшие станции без эскалаторов и лифтов, с крутой и узкой лестницей. С чемоданами будет непросто! Иногда лифт есть, но его надо поискать. :)

Как не заблудиться на станции и сесть на свой поезд
Особенно сложно туристам приходится на крупных транспортных узлах. Ошеломляет обилие навигации (иногда даже чрезмерное), множество звуков, цветов и людей, непонятных знаков на мониторах, необходимость следовать правилам... Ничего, потом привыкнете и будете легко ориентироваться, тем более что навигация интуитивно понятная и везде дублируется на английском. Расскажу по собственному опыту, на что обращать внимание на станциях и как не потеряться.
Сначала постройте маршрут в приложении Japan Travel by Navitime или Google Maps.
На крупных станциях встаньте в сторонке еще до турникетов и оглядитесь. Найдите указатели на свою линию и проходите через турникет. Если собираете ж/д штампы, поищите столик до турникета и за ним. Иногда штампы есть у персонала.

Затем найдите свою платформу. Теперь важно смотреть на разметку на полу. Проверьте, не встали ли вы напротив женского вагона (он обычно розовый и написано Women only).
Если станция небольшая и направление поезда одно, просто встаньте так, как нарисовано на полу, чтобы не мешать выходящим пассажирам. Обычно нужно вставать с одной стороны или по обе стороны от дверей.
На крупных станциях важно встать в нужную очередь. Дело в том, что на одну платформу здесь приходят поезда, которые идут в разных направлениях и потом переходят на другие ветки. Например, с платформы 1 Loop Line гигантской станции JR Osaka-Umeda можно уехать в Нару, Вакаяму, аэропорт, на кольцевую и др. Поэтому посмотрите сначала на табло: рядом с названием нужного поезда будут цифры, круг или треугольник. Фигуры показывают, где будут открываться двери, а цифры — это количество вагонов. Затем найдите разметку с такой же фигурой, нужными цифрами и направлением и встаньте в очередь. Так вы не создадите хаос при посадке. :)
Следите за информацией на табло. На нем указан тип поезда (Local, Express и т.д.), время отправления, количество вагонов, направление. Если название мигает, значит, поезд прибывает.
Когда поезд прибудет, сверьтесь с табло на поезде. В вагонах тоже есть экран со следующими остановками или схема.
При выходе не забудьте провести карточкой по турникету, чтобы списали плату за проезд. Кстати, иногда входы и выходы крупных станций — это подземные лабиринты с фудкортами и магазинами, настоящие подземные города, как в Сеуле.


Проездные и JR Pass
Вы, вероятно, хотя бы раз слышали про проездной JR Pass, который позволяет сэкономить в путешествии по Японии. Увы, с 2023 года большинству туристов он уже не выгоден. Стоит он теперь очень дорого (50 000 ¥, или от 334 $ на человека за 7 дней), работает не на всех маршрутах, а окупиться может только в самом сумасшедшем ритме путешествий по Японии, когда из города в город переезжаешь чуть ли не каждый день.
То есть теперь, если вам нужно съездить по маршруту Токио — Киото — Осака, дешевле покупать отдельные билеты, а не проездной. Например, билет на синкансэн из Осаки в Токио будет стоить от 14000 ¥ (95 $) на человека, а из Киото в Осаку — 1450 ¥ (10 $).
Если вы базируетесь в Токио или Осаке и планируете ездить только по окрестностям, никакого JR Pass вам тем более не нужно. Для проезда по городу просто платите транспортной картой IC. Зато, возможно, пригодится JR Tokyo Wide Pass, по которому можно ездить в Никко, Изу, Кавагутико и другие популярные города в окрестностях Токио — правда, в темпе.
В Японии есть ещё много проездных, например, Hakone Free Pass, Kansai Area Pass, JR Kansai Wide Area Pass и другие, но будут ли они выгодны лично вам, решайте сами — внимательно читайте условия, прежде чем покупать. На первый взгляд мне показалось, что они интересны, особенно для Хаконе.
Если вам всё же нужен JR Pass, то купить его можно на официальном сайте и на Klook, но нужна карта иностранного банка. В агентстве H.I.S или других подобных за проездной можно платить российской картой. Вы получите ваучер, который нужно будет обменять в одной из специализированных точек, например, в японском аэропорту.
Вообще попробуйте подсчитать на специальном калькуляторе, выгоден ли будет JR Pass для вас или нет.

Метро
В Токио и Осаке для передвижения внутри города мы пользовались метро. Оно удобное, с понятной навигацией. В обоих городах есть кольцевые линии: в Осаке она называется Loop Line, в Токио — Yamonote.
В Токио два главных оператора, которые обслуживают метро: Tokyo Metro и Toei Subway. Также есть линии JR, Sakura Tram и другие перевозчики. У Tokyo Metro синий логотип в виде буквы М, а у Toei — зеленый. Станции имеют названия, символы (первая буква названия) и пронумерованы, а у каждой линии свой цвет. Посмотрите на карту метро Токио.
Платить в метро нужно всё той же IC Card, как и на ж/д станциях. Есть и проездные, но они привязывают вас только к одной компании, что не очень удобно. Если не хотите себя ограничивать, платите IC Card (Suica, Paismo и Icoca и др.).
Метро в Токио и Осаке работает примерно до полуночи или половины первого, а первые поезда начинают ходить очень рано — примерно в 4:30-5:00, смотря какой маршрут и станция вас интересуют. Чтобы точно узнать, когда будет первый и последний поезд по вашему маршруту, прокладывайте маршруты заранее в приложении Japan Travel by Navitime.
Станции метро бывают отделены от ж/д станций, что упрощает дело — за пределы метро не уедете. На крупных станциях они объединены с электричками и синкансэнами. Впрочем, запутаться все равно сложно, потому что есть указатели.
Советую избегать крупных станций в час пик, если куда-то торопитесь. Это примерно 7:30 — 9:30 и 17:00 — 20:00. А вообще ради любопытства советую посетить станцию Синдзюку в Токио в час пик — замечательное зрелище! Японцы движутся, как косяки рыб в воде. Говорят, что Синдзюку — лабиринт, и кто-то там даже плутает по полчаса, не в силах найти свой выход. Глупости это, мы там пересели за пять минут, хотя закладывали гораздо больше времени на пересадку. Если вы хотя бы раз бывали в московском или питерском метро в час пик, то разберетесь без проблем. Просто следуйте указаниям в приложении!

Автобусы в Японии
Ж/д сеть в Японии так хорошо развита, что автобусы отходят на второй план, потому им посвящаю лишь один небольшой раздел. В Токио и Осаке их практически не видно, а остановки часто пустуют. В Киото автобусы бы сильно пригодились, потому что ж/д сеть не такая разветвленная, но у нас не сложилось с ними: так получалось, что быстрее идти пешком, чем ждать автобус.

Автобусы могут пригодиться в глубинке, чтобы добраться до маленьких и отдаленных поселков, например, городков Магомэ и Цумаго на тракте Накасэндо. Также на них можно добраться до отдаленных объектов — например, мы ездили на автобусе в храм Кацуо-дзи, который находится в горах в окрестностях Осаки.
В городских автобусах можно расплачиваться IC картами. Прикладывать ее нужно при входе и выходе либо только при выходе. Перед входом в автобус выстраивается очередь. И если в обычный автобус вы попадете без проблем, то на специальные маршруты вроде автобуса до храма Кацуо-дзи может выстроиться чуть ли не километровая очередь. Учитывайте это!

На междугороднем автобусе мы ездили из Осаки в Нагою. Они комфортные, с чистыми стеклами, так что по пути мы любовались пейзажами. Для проезда в них нужно покупать обычные билеты, картами IC расплатиться нельзя. На дневной автобус мы покупали билеты в кассе JR на станции Осака за пару часов до отправления, билет стоил 3100 ¥.

Ночной автобус позволил нам хорошо сэкономить в Японии. Билет из Нагои в Токио стоил около 4400 ¥. Получилось дешевле синкансэна в три раза, плюс всю ночь мы спали и сэкономили на отеле. Правда, не выспались, поэтому, если вы привыкли к комфорту, выбирайте синкансэн. Билеты на ночной автобус советую брать заранее. Мы покупали на сервисе 12go.asia почти за две недели, и уже тогда было не так много мест и, главное, удобных маршрутов.
Что важно знать про ночные автобусы — это не комфортные sleep bus, как во Вьетнаме, а обычные автобусы с откидывающимися мягкими креслами. Но у них есть одна занятная особенность (по крайней мере, так было в нашем): все окна задернуты плотными занавесками, так что не проникает даже лучик света, а водитель отделен от пассажиров шторкой. Вы едете почти в полной темноте, что немного клаустрофобно. Далеко не во всех есть туалеты, но наш автобус за ночь останавливался раза четыре, так что не переживайте.

До отправления автобуса мы бесплатно оставили багаж в отеле, также можно запереть его в coin locker на станции (хранение багажа). Посадка на наш ночной автобус была немного волнительной, потому что было ничего не понятно и странно. На площади у центральной станции Нагои собралась огромная толпа на разные рейсы разных перевозчиков. Сотрудники выкрикивали город и время отправления, а затем вели часть толпы за собой метров 200-300 к нужному автобусу. Перед посадкой сверяли фамилии и называли места. В Токио мы прибыли еще до рассвета; до заселения снова оставила багаж в отеле, а сами отправились гулять по еще только просыпающемуся городу. В целом интересный и запоминающийся опыт!

Монорельс
Классное развлечение в Токио и Осаке — монорельс без машиниста. Занимайте переднее сиденье и наслаждайтесь видами города! Мы прокатились на монорельсе на искусственный остров Одайба в Токио и даже не ожидали, что это будет так захватывающе.
Выглядит монорельс до Одайбы просто как поезд, а стоит так же, как обычное метро — 330 ¥. Идите на станцию Shinbashi на линию Yurikamome, выходите на остановке Daiba. Здесь все самое красивое, потом можете гулять пешком или поехать дальше.
Ходят поезда очень часто, поэтому если передние панорамные места заняты, просто подождите другой. А вот на обратном пути, если будете возвращаться после заката, не рассчитывайте на классные виды с передних мест. Туда бессмысленно садиться, потому что из-за включенного в вагоне освещения вы будете видеть свое отражение.
В Токио также ходит монорельс от станции Хамамацу до аэропорта Ханэда.
Кстати, еще в Японии есть необычный монорельс Сёнан — он подвесной, с прозрачным полом. Чудо техники!

Такси в Японии
При такой развитой ж/д сети у нас не было необходимости пользоваться такси в Японии, тем более оно безумно дорогое. Посадка стоит примерно 500-700 ¥, а затем 100-150 ¥ за каждые 250-280 метров. Ночью, с 22:00 до 5:00, тариф дороже на 20%.
Поймать такси на улице или заказать по телефону стоит дешевле, чем вызвать в приложении. В любом случае поездка на большое расстояние получится дорогой, поэтому если и ехать на такси, то на короткие расстояния. В аэропорт лучше ехать на поезде: например, суда по сайту осакского аэропорта Кансай, проезд до центральных районов Осаки будет стоит около 20 000 ¥. В Токио поездка на такси из района Синдзюку до аэропорта Нарита будет стоить около 25 000 — 30 000 ¥.
Такси узнаваемые, красивые, немного в стиле ретро. Внутри чисто и аккуратно. Дверь открывается сама, а платить можно наличными или картой.
Если у такси горит красное табло — оно свободно, а если зеленое — занято или не работает. Вот так всё у них наоборот.
